Новое на сайте

Популярное

Александр ТОРОПЦЕВ. Психологическая атмосфера в творческих школах Древнего мира (статья)

E-mail Печать PDF

Александр Торопцев

2 Психологическая атмосфера в творческих школах Древнего мира

Глава 1. Факторы, влияющие на работу творческих школ Древнего мира

 

Вместо введения. Философы-поэты Древнего мира

Древний мир подарил человечеству множество творческих школ, руководители которых являлись либо основателями этико-социальных и философских систем, либо продолжателями дела своих первоучителей. И, практически, при каждом руководителе в любой из таких школ формировалась своя психологическая энергия в творческих диполях «Учитель - Ученик».

Кто-то может возразить, мол, зачем писателям знать особенности функционирования философских школ. На это возражение я отвечаю так. Практически все мыслители во всех Цивилизационных центрах Земного шара Древнего мира были не просто интересными философами, но и замечательными писателями, да ещё и поэтами. Примеров тому предостаточно, начиная хотя бы с «Ригведы». Более того, поэтическую строку активно использовали, например, мыслители Средневековой Индии, о чём свидетельствует поэтологический трактат «Дхваньялока», написанный Анандавардханой в IX в. «Структура текста внутри частей определяется сочетанием кратких, сформулированных в стихах тезисов (они называются «кариками») и прозаического комментария к ним…» (Ю. М. Алиханова. Дхваньялока Анандавардханы и его учение о поэзии. Введение в книгу: Анандавардхана. Дхваньялока («Свет дхвани»). Пер. с санскр., введение и комментарий Ю. М. Алихановой. М. 1974. С. 20-21).

От Гесиода (VIII-VII вв. до н.э.) до Боэция (ок.480 – ок. 525 гг.) в античном мире жили и творили около 500 философов.

В Поднебесной от Ши Бо  (VIIIв. до н.э.)  до мыслителей эпохи Лю Чао («Шести династий», III–VI вв.) – около 250 мыслителей.

В Индии от Диргхатамаса (XIV в. до н.э.) до Буддапалиты (V-VI вв. н.э.) – около 130 мыслителей.

Приведённые цифры ни в коем случае нельзя воспринимать как цифры на табло над трибуной какого-нибудь стадиона: мол, победили за явным преимуществом философы античного мира. Эти цифры говорят лишь о том, что мы слишком плохо знаем историю мысли в разных Цивилизационных центрах тех веков. Вспомним, например, Конфуция, у которого было более 300 учеников. Вспомним, шраманов и паривраджаков — странствующих полумонахов, сыгравших огромную роль в становлении, практически, всех школ индийской философской мысли. Многочисленные (сотни, а то и тысячи) групп шраманов и паривраджаков, в чём-то похожих на небольшие творческие школы, бродили по Индостану, проповедуя свои истины, накапливали громадный материал для тех, кто будет создавать, начиная с VI в. до н.э., этико-социальные и философские системы.

Нельзя забывать, например, в разговоре о мыслитике Индостана «Ригведу», «Великое начало,» по терминологии Т. Я. Елизаренковой.

Первую и главную из четырех вед можно прочитать и так. Поэты, собираясь на действо, чем-то очень похоже на литературную олимпиаду, сочиняют гимны, главной составляющей которых являются просьбы к богам достойно оценить их будущие выступления. Причём, боги, то есть «члены жюри» этого состязания, сами являются крупнейшими поэтами, творчество которых недостижимо и непостижимо для простых смертных, даже очень талантливых сочинителей. Жаль, что до нас не дошли стихи индийских богов, точно также, как и греческих Муз.

В «Ригведе» много удивительных мыслей. Например, там даны чуть ли не первые в мировой мыслитике определения Пустоты («Ригведа». Мандалы IX—X. М., 1999. X, 129. Космогония) и Странника. (Там же, X, 136. Косматые аскеты. Сформулировать термин Странник можно только, прочувствовав это уникально явление на тончайшем психологическом уровне), а также высказаны некоторые фундаментальные, на мой взгляд, идеи о поэтике и поэзии. Сформулировать термин

О существовании в 1700-1100 гг. до н.э. на Индостане творческих школ напрямую в «Ригведе» ничего не говорится, но гимны-то там адресованы разным богам, например, Индре, Митре-Варуне, Агни и т.д., но боги тоже обладали уникальными, в том числе, и психологическими чертами, и не учитывать эти и другие составляющие внутренних портретов своих адресатов авторы, обращаясь к ним, просто не могли.

Во всех Творческих школах Древнего мира руководители просто обязаны были быть, нет, не психологами, а душелюбами и душеведами, и только в этом случае в их коллективах могла успешно функционировать одновременно не наука и не искусство, одновременно же и наука и искусство, то есть Педагогика гениев.

Но почему же не психологами? А потому что психология есть наука. А литература, коль скоро речь идёт о писателях, есть искусство. Это два обособленных подпространства в едином творческом пространстве. Они, конечно же, имеют нечто общее, например, многие ученые и писатели, работая, «запоем» курили, да и к алкоголю были неравнодушны, тоже ведь душевная какая-то тяга.

Но если без шуток, то необходимо вспомнить что многие мыслители Древнего мира не зацикливались только на философии, о чём свидетельствуют творческие биографии, а также писали Диоген Лаэртский (Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. Второе, исправленное, издание. Пер. М. Л. Гаспарова. М., 1986), Сыма Цянь (Сыма Цянь. Исторические записки. т. I—VIII, М., 1972—1996. Т. IX, М., 2010) и др. древние авторы.

Некоторые философы XIX-XXI вв. считают, что, мол, в те времена и науки-то никакой не было, и все мыслители были наивными мальчиками. Помните, это пренебрежительное, уменьшительное, но не ласкательное: наивный материализм, наивный же идеализм, наивная диалектика и т.д.

Но читаю:

 

Гимн к богу Агни из «Ригведы»

 

I, 70. К Агни
3-4
(Тот,) кто зародыш вод, зародыш деревьев,
А также зародыш тех, что стоят, зародивши тех, что движутся,
Ему даже внутри скалы – (как в родном) доме.
(Он) как соплеменник у племен, бессмертный благожелательный бог.

(Ригведа. Мандалы I—IV. Издание подготовила Т. Я. Елизаренкова. М., 1999. С. 87).

 

Не такие уж они были наивные, мыслители Индостана, если в нескольких фразах им удалось сказать главное о диалектическом материализме и при этом остаться с богом. Подобным примеров удивительного проникновения в суть явлений мыслителями Древнего миро было великое множество. И счастливы те, кто работал в те времена в разных творческих школах.

 

Факторы

На формирование и работу любой Творческой школы оказывали влияние следующие составляющие жизни в целом и личностей основателей и их преемников:

- Особенности Пространственно-временного интервала, в котором жизнь посеяла того или иного Учителя;

- Уникальность исторического развития страны и даже региона той или иной страны (динамика исторического процесса, обычаи, устои, отношение народа к самым разным жизненным фактам и событиям). Социально-психологический, политический и интеллектуальный фон.

- Отношение руководителей к власть имущим. Революционные амбиции руководителей;

- Религиозные и духовные приоритеты;

- Характеры и другие личностные качества основателей и их преемников.

- Двойственность природы человека;

- Отношение руководителя к доброму и злому в человеке, в людях. Человек по натуре зол – человек по натуре добр

- Меркантильные интересы руководителей творческой школы;

- Ясность или несвязанность. Наука или поэзия?

- Простота изложения учений для привлечения сторонников или строго научный подход к стилистике и терминологии. (Пример из истории джайнизма и буддизма, а также из научно-популярной литературы)

- Социальное положения Учителя и Учеников:

- Случайные (трагические, счастливые и комические) события в жизни Учителя и Учеников:

- Интеллектуальный уровень Учитель и Учеников;

 

 

Глава 2. Особенности Пространственно-временного интервала, в котором жизнь посеяла того или иного Учителя.

 

Пространство

 

Упанишады

Когда люди свергнут пространство, словно кожу

Тогда и без распознавания бога наступит конец их страданию.

(Упанишады. В трех книгах, М., 1991. кн.2. С. 130).

 

Земля. Вода. Гуань-цзы

Земля — источник всех вещей, корень живых существ. Она рождает прекрасные и безобразные, благородные и низкие, глупые и умные [существа].

Вода — это кровь и жизненная энергия земли. Она циркулирует по своим «кровяным сосудам». Поэтому говорится: «Вода — это всеобъемлющий материал».

Поэтому говорится: «Вода — это источник всех вещей, родоначальник всех живых существ. Она рождает прекрасные и безобразные, благородные и низкие, глупые и умные [существа]». Откуда же видно все это?

В царстве Ци вода стремительная и глубокая, поэтому его народ алчный и храбрый. В царстве Чу вода мягкая и прозрачная, поэтому его народ легкомысленный, но смелый. В царстве Юе вода мутная и тяжелая, поэтому его народ тупой, болезненный и грязный. В царстве Цинь вода мутная, малоподвижная, в ней много ила, поэтому его народ алчный, хитрый, свирепый, склонный к интригам. В царстве Цзинь реки высохшие, вода в них мутная и неподвижная, поэтому его народ лицемерный, коварный и эгоистичный. В царстве Янь речные течения слабые, вода мутная, поэтому его народ глупый, упрямый, но правдивый, легкомысленный, но храбрый. В царстве Сун вода легкая, стремительная и чистая, поэтому его народ простой и правдивый. Поэтому совершенномудрые в понимании характера воды [находят ключ] к изменению состояния в обществе.

Поэтому совершенномудрые, управляя страной, не занимаются предупреждением людей и убеждением дворов, а находят свою опору в воде.

(Древнекитайская философия. Собрание текстов в двух томах. Том 2. «Гуань-цзы». Глава тридцать девятая. «Вода и земля». Пер. Ян Хин-шуна (или Ян Хиншуна). М., 1973. С.40-42).

О влияние природы на психологическое становление (именно становление, а не состояния) личности говорили: Фалес (640/624 – 548/545 до н.э.); Гиппон (V века до н. э.); Зенон (490-430 гг. до н.э.); Гиппократ (ок. 460 – ок. 370 гг. до н.э.) и Гален (129 – ок. 216); Чжуацзы (369 — 286 гг. до н. э.); Эпикур (342/341— 271/270 до н. э.,); Люй Бувэй (III в. до н.э. – 235 г. до н.э.); Ки-но Ёсимоти (? – 919); Нитирэн (1222-1282); Леон-Баттиста Альберти (1404-1472); Фридрих Ницше (1844-1900). И многие другие.

 

Время

Девять суждений Сун Юя (290(?) - 222(?) гг. до н. э.)

Девять суждений

 

Когда же наступит время,

что будут ценить таланты,

Станут следовать нормам,

исправят былые ошибки?

Разнуздали могучего скакуна,

да не могут опять оседлать,

И хотят на простой кобыле

вернуться на истинный путь.

В наши дни разве нет уже дивных коней?

Просто ими теперь управлять разучились!

Не увидишь искусных возниц

среди тех, кто вожжи берет,

Вот поэтому я – колченогий, хромой –

В дальние дали бреду… и далее.

(М. Е. Кравцова. Поэзия Древнего Китая. Опыт культурологического анализа. Антология художественных перевод ов. СПб., 1994. С. 383).

Времена приходят и уходят

И, конечно же, на становление личности огромное влияние имеют разные по своему качеству времена. Не Время, как нечто единое и всеохватное, четкое и ясное определение чему постоянно ускользает из умственной сфера ученых, а именно времена.

Об этот, например, знали мыслители Древней Индии, разработавшие теорию Маха-Юги и её четырех частей: «В мифологии хинду различаются четыре мировых периода, или юги: 1) Сатьяюга или Критаюга - Золотой век, характеризуется аскетизмом, чистотой, милосердием и правдивостью 2) Третаюга - Серебряный век, эпоха совершенной нравственности 3) Двапараюга - Медный век,  благочестие уменьшается на одну четверть. Из четырёх брахманических качеств, аскетизма, чистоты, милосердия и правдивости, в полной мере проявлены только два последние из них 4) Калиюга - Железный век. Характеризуется падением нравственности». (Махабхарата. Адипарва. Книга первая. Пер. с санскр. И комментарии В. И. Кальянова. Под редакцией академика А. П. Баранникова. Изд-во Академии Наук СССР. М.—Л., 1950. Комментарии к разделу «Краткое содержание (всех книг Махабхараты). С. 620-621).

То есть, от юги к юге меняются социально-психологические характеристики живущих в каждом временном интервале людей.

Со школьных лет мы знаем, что синусоида движения жизни Земного шара в целом и каждого региона планеты в отдельности в пространственно-временном поле представляет собой суперпозицию нескольких синусоид, имеющих разные частоты пульсации.

Существует версия о том, что через каждые 25 тыс. лет на нашей планете происходят земношарного масштаба катаклизмы. Иные ученые называют цифру в 12,5 тыс. лет.

В «Сказании об Атрахасисе», известном со старовавилонского времени, с правления Аммицадуки (1646-1626 гг. до н.э.), рефреном повторяется двустишие: «Не прошло и двенадцати сотен лет, Страна разрослась, расплодились люди…» Эту цифру (1200 лет) некоторые ученые XIX-XX вв. н.э. называют предельной для крупных государственных образований типа Римской империи, Византийской империи и так далее. Учитывая опыт тех, кто написал  «Сказание об Атрахасисе», наблюдения  современных специалистов и сведения из мировой истории, можно с уверенностью сказать, что существует Земношарная синусоида с периодом в 1200 лет.

В VIII-III вв. до н.э. на Земном шаре доминировали города-государства. В III в. до н.э. – III в. н.э. – крупные государственные образования имперского типа. В III-VII вв. н.э., во время так называемого Великого переселения народов, - мелкие во времени и пространстве государства. В VII-XI вв. – крупные державы. В XI-XV вв. – небольшие, повторюсь, во времени и пространстве государства. В XV-XX вв. – крупные державы имперского типа. Это наблюдение наводит на мысль о том, что «смена моды» на тип государственного устройства не случайна. А значит, и синусоиду в 300-500 лет необходимо учитывать в изучении Истории.

В некоторых работах я предложил и историческими примерами обосновал синусоиду с периодом в 80-120 лет. Любое государство в течение этого времени, которое, как правило, начинается на рубеже очередного столетия, проходит через следующие фазы государственного строительства: генерация государственной идеи, ее реализация, накопление, потребление накопленных богатств. В зоне потребления рождается новая государственная идея. Доминирующей в ней могут быть духовная, экономическая, культурологическая, военная (экономика военных походов) и так далее составляющие, которые будут определять все сферы жизни и деятельности государства в целом и большинства его граждан в последующем столетии. Любой желающий может убедиться в обоснованности данной идеи, проштудировав историю, скажем, Московской империи со времен Даниила Александровича и до конца XX века, в котором Ленин и его сподвижники и оппоненты являлись генераторами идей, Сталин – реализатором победившей государственной идеи, Хрущев и Брежнев – накопителями, Горбачев, Ельцин, Пути, Медведев – потребителями. Утро – день – вечер – ночь. Весна – лето – осень – зима. Генерация идеи, ее реализация, накопление богатств, потребление.

Существуют и иные синусоиды движения жизни, о которых написано, например, в книгах Древней Индии. Но даже вышесказанное говорит о том, что периодически на Земном шаре в целом и в его регионах возникают ситуации, когда старый мир уходит, но не пришёл, а новый мир приходит, но не пришёл. Это, с одной стороны, самые сложны времена для человека живущего, а с другой стороны – благодатно поле для авторов всевозможных литературных, исторических и философских произведений от эпосов и до рассказов. Примеров тому великое множество. Вспомни, например, Григория Мелехова. Земля сформировала его как верного своего труженика, но времена наступили для таких людей сложные и даже хаотичные. Он нужен и белым, и красным, а ему нужна только земля, на которой он привык работать. И никакие психологические уравнения не в силах спасти его от душевного раздрая и от непонятных, безответных вопросов. Это – Временная вековая нейтральная полоса. И о таких временах говорили великие мыслители Древнего мира и даже пытались давать советы добрым людям, как им жить.

Например, Конфуций: «Не посещайте государство, где неспокойно; не живите в государстве, где беспорядки. Если в Поднебесной царит спокойствие, будьте на виду; если в Поднебесной нет спокойствия, скройтесь». («Лунь юй». Из книги: Древнекитайская философия. Собрание текстов в двух томах. Том 1. М. 1972. С. 141. Перевод В. А. Кривцова). Хорошая формула, но Григорий Мелехов не будет жить по ней, не сможет, да и мало кто сможет, потому что вихри Нейтральной Временной полосы могут увлечь в свои водовороты любого, даже очень спокойного и осторожного.

 

Учитель – Ученик

Эти и другие факторы формируют по странным каким-то своим законам-антизаконам то, что мы называем личностью, и ни один ученый, психолог или психиатр не способен написать для этого законно-незаконного мира и любого человека в нём «формулу жизни», которая опишет наперед все перипетии судьбы с математической точностью, подскажет человеку, как ему поступать в той или иной ситуации. Особенно это касается людей творчества и, конечно же, той энергии, которая возникает в творческом диполе «Учитель – Ученик».

А нам остается только описывать конкретные Школы, Учителей и Учеников и восторгаться тем, как возникает то там, то здесь и живёт в каждом случае уникальные сообщества талантливых людей.

 

Поэты-бедуины

Вот как можно охарактеризовать поэтов-бедуинов Аравийского полуострова в V-VII вв. Абсолютное чувство жизни. Стопроцентное проникновение в ее волнительную красоту. Несгибаемая искренность. Или. Племенной патриотизм. Рыцарское отношение к женщине. Бесшабашное самопожертвование. Или. Обостренное до предела отношение к справедливости. Наивная ранимость. Возбудимое спокойствие. Или. Неизживная детскость. Восторженная скупость. Пустынная жажда красок. Или. Упоительный лет коней и верблюдов. Постоянная удивленность, рождаемая барханной загадочной тишиной. Стремительность линий и форм. Смертельная радость боя. И первозданное, пустыней дарованное поэтическое мышление.

Где и когда можно было отыскать таких поэтов (поэтов джахилийи), такую поэзию? Да нигде и никогда.

 

Коротко о двадцатом веке

О пространственно-временном влиянии на личность писал Вилли Гельпах (1877-1955) – немецкий врач, психолог и политик, один из основателей энвайронментальной психологии, то есть психология среды, как направления в этой науке. Арнольд Миделль (род. 1940) – американский психотерапевт, писатель и основатель процессуально ориентированной психологии использовал термин "геопсихология", как «психологию, основанную на чувстве земли». В основе этой науки лежит идея о связи человека и Земли. Смена времён года, природные явления, катаклизмы, поведение животных, ландшафт Земли, — всё это сильно влияет на жизнь человека, его душевное состояние, выбор духовного пути. В своей книге «Геопсихология в шаманизме, физике и даосизме» Минделл подробно рассказывает об этой связи и на примерах показывает, как можно осознанно использовать помощь Земли в нахождении и, главное, следовании своему «Пути».

Конечно же, это хорошо, что и в двадцатом веке учёные обращали внимание на зависимость человека от того, в каком пространственно-временном интервале судьба посеяла его, но, например, о психологии среды, о её влиянии на интеллектуальное развитие и моральное воспитание знала мать Мэн-цзы (372/371 или 390/389 – 289 или 305 до н. э., китайский философ). «Мэн-цзы» (Избранные места) / Пер. Л. И. Думана // Древнекитайская философия: Собрание текстов в двух томах. Т.1.М.: Мысль,1972 (Сер."Философское наследие"). Мэн-цзы. Предисл. Л. Н. Меньшикова. Пер. с китайского, указ. В. С. Колоколова / Под ред. Л. Н. Меньшикова. СПб.: «Петербургское востоковедение», 1999.-272 с. («Памятники культуры Востока»). Да и высокопоставленные римляне знали об этом, отправляя своих детей к друзьям на воспитание. Знали это и мыслители в других регионах Земного шара в Древнем мире. Но никто до XX века не умудрился создать этакую «средопсихологию». И никто из человековедов древности не рискнул написать математически точную формулу о влиянии среды на отдельно взятого человека. Потому что такой формулы не существует. И не может существовать. Потому что у каждого человека есть и шанс, и внутренние силы противостоять любой среде. Свидетельствую.

 

Глава 3. Уникальность исторического развития страны и даже региона той или иной страны (динамика исторического процесса, обычаи, устои, отношение народа к самым разным жизненным фактам и событиям). Социально-психологический, политический и интеллектуальный фон.

Судьбы Пифагора, Конфуция, Сократа и других мыслителей Древности, основателей Творческих школ, говорит, в том числе, и о том, что гражданам Самоса, Кротона, Поднебесной, Афин не нужны были великие их сограждане в силу сложившихся обычаев, устоев и т.д. И даже величайшие из великих не могли ничего с этим поделать.

Гай Светоний Транквилл в книге «О грамматиках и риторах» писал: «Грамматика в Риме в прежние времена не пользовалась не только почетом, но даже известностью, потому что народ, как мы знаем, был грубым и воинственным, и для благородных наук не хватало времени» (Гай Светоний Транквилл. Жизнь двенадцати цезарей. М., 1964. С. 221).

 

Глава 4. Отношение руководителей к власть имущим. Революционные амбиции руководителей.

Жизнь и гибель китайского философа Хань Фэй-цзы убедительно иллюстрирует мысль об уязвимости тех, кто слишком любит критиковать власть имущих, а то и пытаться их свергнуть. Да и жизнь многих талантливых людей в мировой истории, живших во времена революционных бурь.

Гибли, отстаивая свои убеждения:

- герои мифов: Орфей, Анимандавья, Арахна («паук»), Дафнис, Лин, Тиресий, Фамирид, Тамирис, Тамир, Асклепий и др.

- мыслители Древнего мира: Исайя (Спасение Иеговы) (ок. 765 до н.э. -?), Архилох (VII в. до н.э.), Залевк (середина VII века до н. э.), Иеремия (VII – VI вв. до н.э.), Иезекииль (ок. 622 – 571 гг. до н.э.), Анахарсис (от скиф. «неранимый», ок. 605—545 гг. до н. э.), Пифагор (около 570 — около 500 гг. до н. э.) и пифагорейцы, Дэн Си, Дэн Си-цзы (VI в. до н.э.), Ивик из Регия (556–468), Анаксагор (из Клазомен (ок. 500 до н. э. — 428 до н. э.), Каллон  (работал в 496—456 до н. э.) и т.д., и т.д. В книге «Убиенные мыслители» я насчитал только в Древнем мире таких несчастных, но, конечно же, их было гораздо больше.

Думать не опасно, размышлять о том, о сём – о своём, в узком кругу единомышленников (например, в Творческой школе) чуть менее опасно, отстаивать свои убеждения в своих произведениях, да еще и в кругах власть имущих, да ещё и поучать повелителей, да ещё и делать это в переходные периоды истории, во времена смут и социальных бурь – смертельно опасно.

Глава 5. Религиозные и духовные приоритеты.

Иеремия

Пророк Иеремия (VII – VI вв. до н.э.) родился в семье богатого священника Хелкии приблизительно в 637 г. до н.э. в небольшой деревушке Анатоте в трех километрах от Иерусалима, получил прекрасное образование, вел жизнь молодого ученого, но в 15 лет «произошло призвание его к пророческому служению».

Юноша не сразу объявил о своих пророческих видениях, но все же преодолел страх в сердце своем и пришел в столицу Иудейского царства город Иерусалим «возвещать слово Божие».

Пророчества Иеремии продолжались 45 лет, в  годы царствования пятерых иудейских царей. Во времена благоприятные цари, например, Иосия (Иошия), благоволили ему, во всяком случае, делали вид, что все хорошо. Но время неумолимо приближалось к страшной для Иудейского государства отметке. Сограждане не чувствовали или не хотели чувствовать этого. Однажды Иеремия в пророческой речи, произнесенной в храме, предрек великие беды народу, разрушение храма в том случае, если царь иудейский не признает над собой и над своим народом власть Вавилона. Естественно, такое пророчество не понравилось обывателям, знати, царю и расплодившимся в стране лжепророкам, которым почему-то показалось, что и они способны предсказывать будущее. И началась трагическая полоса в жизни Иеремии, всего народа Израиля. Об этом, впрочем, можно прочесть в Библии. Нас же интересует проблема творчества.

У Иеремии был преданный ученик – Варух. Он сделал все, чтобы записать и сохранить слово Учителя, хотя сделать это в стране, где все отвернулись от пророка, а некоторые его возненавидели, издевались над ним, пытались физически расправиться с ним, было сложно.

Ученик сделал свое дело. «Книга пророка Иеремии», а также «Плачь Иеремии» вошли в «Священное писание», а значит, Учителя признал прежде всего народ Израиля и как боговдохновенного пророка, и как замечательного писателя, и как мудрого Учителя, и как гражданина. А это, в свою очередь, означает, что народу Израиля такой мудрец по душе, по сердцу, и в этом сокрыта своя крепкая логика.

Бог выбирает народ, осеняет тех, кто способен пророчествовать, а народ, пусть и не сразу, пройдя сложный путь поиска своих ценностей, приходит к выводу о том, какие же пророки, и Учителя, и Ученики нужны ему, народу Израиля.

 

Из истории первых даосских школ в Китае.

Оформление религиозного даосизма произошло во времена поздней династии Хань, когда Чжан Даолинь (34 — 156) основал в провинции Сычуань школу Пять Ковшей Риса (позже — Небесных наставников) и стал её первым патриархом. Во времена Восстания Жёлтых повязок в 184-204 гг.Третий Небесный наставник Чжан Лу получить в управление территорию Хань-чжун в провинции Шэньси, примыкающую к горам провинции Сычуань, которая стала первым даосским теократическим государством. В 215 году Цао Цао (вспомним: и прекрасный полководец, государственный деятель, и поэт) разгромил Даосское государство, но привлёк наставника ко двору, после чего школа распространилась по территории Поднебесной. В эпоху Лю чао (шести династий, III-VI вв.) она  стала известна как Школа Небесных Наставников.

Глава 6. Характеры, темпераменты и другие личностные качества основателей и их преемников.

Как-то мой учитель Роман Семенович Сеф на вопрос одного студента, что нужно, чтобы стать поэтом, с присущей лаконичностью ответил: «Надо быть личностью». И создателем или руководителем творческой школы быть невозможно. Стать можно, обаяв своим талантом будущих учеников, но продержаться хоть сколько-нибудь длительно время в творческой школе безвольному человеку невозможно. Мне не известен ни один такой случай ни в Древнем мире, ни в последующие века мировой истории.

Но, конечно же, на работу творческой школы оказывает немалое влияние характер Учителя.

Характер (от греч. χαραϰτήρ  – от­пе­ча­ток, при­знак, от­ли­чит. чер­та), со­во­куп­ность ин­ди­ви­ду­аль­ных пси­хо­ло­гич. осо­бен­но­стей (черт), оп­ре­де­ляю­щих при­су­щие лич­но­сти ти­пич­ные спо­со­бы дей­ст­вия и са­мо­про­яв­ле­ния в об­ще­нии с людь­ми.

Древ­ней­шая из из­вест­ных ти­по­ло­гий характеров, ос­но­ван­ная на 12 ас­т­ро­ло­гических зна­ках, обо­зна­чаю­щих осо­бен­но­сти жиз­ни и свя­зан­ные с ни­ми свой­ст­ва по­ве­де­ния раз­ных жи­вот­ных, при­пи­сы­ва­ет­ся древ­не­ва­ви­лон­ско­му муд­ре­цу Ак­ка­де­ру (30 в. до н. э.). Даль­ней­шее раз­ви­тие ас­т­ро­ло­гической ти­по­ло­гия по­лу­чи­ла в тру­де Птолемея «Тет­ра­биб­лос».

В «Го­су­дар­ст­ве» Пла­то­на опи­са­ны 5 основных раз­но­вид­но­стей характеров как ти­па со­циаль­но­го по­ве­де­ния: нор­маль­ный, ти­мо­кра­ти­че­ский, оли­гар­хи­че­ский, де­мо­кра­ти­че­ский и ти­ра­ни­че­ский. Теофраст в трак­та­те «Нрав­ст­вен­ные ха­рак­те­ры» дал раз­вёр­ну­тое пси­хо­ло­гическое опи­са­ние 30 ти­пов характеров на ос­но­ве той или иной до­ми­ни­рую­щей чер­ты (на­смеш­ник, пус­то­слов, угод­ник, бол­тун, ту­пи­ца, гру­би­ян, трус и т. д.).

(Большая Российская энциклопедия)

Темперамент (от лат. temperamen­tum – над­ле­жа­щее со­от­но­ше­ние час­тей), ха­рак­те­ри­сти­ка ин­ди­ви­да со сто­ро­ны ди­на­мических осо­бен­но­стей его пси­хич. дея­тель­но­сти, т. е. тем­па, рит­ма, ин­тен­сив­но­сти от­дель­ных пси­хич. про­цес­сов и со­стоя­ний.

В ис­то­рии уче­ния о темпераментах мож­но вы­де­лить три основных сис­те­мы взгля­дов на фак­то­ры, обу­слов­ли­ваю­щие про­яв­ле­ния темпераментов в по­ве­де­нии. Древ­ней­ши­ми из них яв­ля­ют­ся гу­мо­раль­ные тео­рии, свя­зы­ваю­щие темпераментами со свой­ст­ва­ми тех или иных жид­ких сред ор­га­низ­ма, напр. в уче­нии Гиппократа – с со­от­но­ше­ни­ем ме­ж­ду че­тырь­мя жид­ко­стя­ми (греч. ϰρᾶσις – смесь, со­че­та­ние, в лат. пер. temperamentum), цир­ку­ли­рую­щи­ми в че­ло­ве­че­ском ор­га­низ­ме, – кро­вью, жёл­чью, чёр­ной жёл­чью и сли­зью (лим­фой, флег­мой). Ги­по­те­тическое пре­об­ла­да­ние этих жид­ко­стей в ор­га­низ­ме и да­ло на­зва­ния основным ти­пам темпераментов: сан­гви­ник, хо­ле­рик, ме­лан­хо­лик и флег­ма­тик.

(Большая Российская энциклопедия)

Эту теорию развил Гален, описав темперамент как индивидуальное соотношение внутренних химических систем человеческого организма («элементов Гиппократа»), с преобладанием одного из «жизненных соков». Гален выделял 13 темпераментов, а римский врач Аэций свёл их до четырёх и описал темпераменты, «которые традиционно называют гиппократовскими».

Глава 7. Двойственная природа человека

Природа человека, как и природа света двойственна. Человек в себе – квант, человек в миру, в социуме – волна.

И мыслитель или писатель, сам обладающий двойственной природой, уже на уровне рождения идеи произведения или творческой школы оказывается между творческими Сциллой и Харибдой, да не просто двумя скалами в бушующем море творчества, но между двумя кряжами, этакими извилистыми, то сужающимися, то расширяющимися, но всегда опасными для чистых, честных, искренних писательских душ, мечтающих понять психологические особенности человека в себе и психологические же особенности человека в миру, чтобы в своём произведении в своей школе угодить тому и другому, ну хотя бы уж не оскорбить, не обидеть, не унизить того и другого человека в одном человеке.

И этим-то, главным для любого творчества занимались в разнообразных этико-социальных школах Учителя и Ученики. Конечно же, в каждой из них царила своя, уникальная социально-психологическая и интеллектуальная энергия, тоже, между прочим, двойственная, потому что любое сообщество существ разумных обладает этим симпатичным качеством – двойственной природой. И хорошо, если в нас самих, в любом сообщество, куда мы входим царит гармония, царит единство в этом творческом диполе.

«Человек, скрытый в нас» – образ Бога, который носят в себе «дети света». Как библейский Бог имеет образ Человека, поскольку создал человека по своему образу и подобию, так и в гностицизме Человек – образ Бога (по образу Бога, явившегося в виде Человека в водах, Архонты создали людей; ср. прим. 750). Нося в себе этот образ, «дети света» своим духовным совершенствованием отдают дань за ниспосланный дар света – воды жизни (ср. прим. 757), «и отдает дань своими плодами воде жизни» (ср. с. 41): «И я принесла плод в них, который есть мысль об Эоне неизменном и доме моем и их Отца». (Примечание к сочинению «Откровение Адама». «Слово (о) Епифании Протенноя троеОбразная. Святое писание, написанное отцом, в знании совершененом.  Из книги: «Изречения Египетский жрецов. Памятники литературы на коптском языке. Введение, пер. с коптского и комментарии А. И. Еланской. Издание второе, исправленное и дополненное». Изд-во «Алетейя» С-Пб. 2001. С. 363-364).

То есть человеке в себе ближе к Богу, а значит, он, человек в себе, не может быть, злым. То есть всё зло сокрыто в социуме, и справиться с этим, практически, невозможно. Потому что мы – «существа социальные» или общественные (Аристотель).

Примечания к Главе 7. Епифания – «явление», «проявление (божественной силы)». То есть данный трактат посвящён тому, как являет себя Протенноя. «Епифаниями» в христианстве именуются праздники Рождества и Крещения – когда на земле являло себя Божество. (Там же. С. 376).

Троеобразная Протенноя – труд под названием «Изречения египетских отцов (коптов)», одно из самых сложных гностических сочинений, сохранившееся не полностью.

Глава 8. Отношение руководителя к доброму и злому в человеке, в людях.

Человек по натуре зол

Одни мудрые люди исходили в своей работе в качестве руководителей творческих школ из мысли о том, что «человек по натуре зол».

Пифагор создал жёсткую систему набора и многослойную систему обучения, на каждой ступени которой его Ученики подвергались, в том числе, и постоянному психологическому давлению.

Каутилья в «Артхашастре» исходил из того, что человек по натуре зол. В политике иначе быть не может.

Представители школы фа цзя считали, что народ зол и глуп и, более того, в глупости своей он счастлив.

Сюнь-цзы писал: «Люди именно потому стремятся стать добродетельными, что человек по своей натуре зол». (Древнекитайская философия. Т2. М., 1973. С. 204).

И т.д.

 

Человек по натуре добр

Другие, не менее мудрые мыслители считали, что человек по натуре добр.

Конфуций и конфуцианцы. Сократ. Будда.

Ли цзи: «Вот принципы Великого учения: пресекать то, что еще не вскрылось, - это называется предупреждением; использовать благоприятный момент – это называется своевременностью; не перескакивать с одного на другое – это называется последовательностью; проверять друг друга, умножая доброе, - это называется чувство локтя. Таковы четыре принципа, благодаря которым образование процветает». (Древнекитайская философия. Т. 2. М., 1973. «Ли цзи». С.113).

Юй Цзи: «Человек, который в наивысшей мере овладел добродетелью, но не желает приложить силы, чтобы научить людей сохранять свою добродетель и воспитывать свою натуру, совершает преступление, которое нельзя искупить и за которое поплатятся либо он сам, либо его потомки. Это потому, что тем самым Земле препятствуют воспитывать добродетель, вступают во вражду с Землей, совершают тяжкую вину перед людьми». (Юй Цзи. «Тайпин Цзин». Книга: Древнекитайская философия. Эпоха Хань. М., 1990. С. 335).

Триварга (Добродетель, Желание и Выгода) – три цели человеческой жизни, концепция, лежащая в основе индуистской этики. Добродетель – это священный закон, религиозный долг. Она является главной из трех целей. Желание – исполнение священного долга продолжения рода. Выгода – обеспечения материального благосостояния для исполнения первых целей.

Хариты – в греческой мифологии благодетельные богини, воплощающие доброе, радостное и вечно юное начало жизни (в переводе с греческое это слово означает «милость», «доброта»). (Большая российская энциклопедия. М., 2004-2017 годы. Издавалась при поддержке Министерства культуры Российской Федерации)

Армайти («благочестие»), Аурват («целостность) и Амертат («обессмертие») – помогали по мере возможности Ахурамазде утверждать на Земле зороастризм. (Мифы народов мира. Энциклопедия. В двух томах. Тома 1-2. «Советская энциклопедия». М., 2000). Для нашей темы важно, что верховной триадой божеств, окружавших пророка Ахурамазду были «святой дух», творческая ипостась Ахурамазды, - «благая мысль» - «истина», то есть по сути дела те три опоры, на которых зиждется любое произведение искусств. Эти опоры я еще называю терминами: «душа», «сердце», «разум». «Душа» являет собой источник вселенской энергии, невидимо скрепляющей жизнь, пропитывающей жизнь. «Сердце» является источником сиюминутных волнений, окрашивающих жизнь, скрепленную энергией души, в разные тона, озвучивающих ее, жизнь, вибрирующих то впопад, то невпопад, но всегда в ритме времени. «Разум» - это тот порядок, та гармония, тот идеал мироустройства, который неравномерно-непрерывно разрушается всевозможными вибрационными процессами и, постоянно разрушаемый, скрепляется энергией души, энергией жизни, энергией, щедро дарующей жизнь не идеальному, но стремящемуся к идеалу и не способному достичь и постичь его.

Видьяхары («держатели знаний») –в индуистской мифологии класс полубогов, добрые духи воздуха, живущие между землёй и небом в качестве спутников Индры либо обитающие в северных горах, где они вместе с киннарами и якшами принадлежат к окружению Куберы… (Мифы народов мира. Энциклопедия. В двух томах. Тома 1-2. «Советская энциклопедия». М., 2000).

 

Глава 9. Меркантильные интересы руководителя творческой школы.

Брать или не брать

Пифагор брал деньги за обучение, Сократ не брал. И так было во всех Цивилизационных центрах планеты в Древнем мире и позже.

А это, в свою очередь, не могло не сказываться на взаимоотношениях между Учителем и Учениками. И, надо обязательно помнить о том, что и на эту составляющую громадное влияние оказывали самые разные факторы, в том числе и отмеченные в данной работе.

Воровская академия Вавилона

В начале двадцатого века ученые обнаружили в Вавилоне забавный документ, контракт, заключенный в 629 г. до н. э. между свободным вавилонянином Бэл-аххе-риба и неким Набу-ушалли, видимо, знатным паханом, или бугром, или, говоря современным языком, вором в законе, который был либо учителем-одиночкой, либо владел малиной, где готовили высоко квалифицированных бандюг, воров, сутенеров и так далее. В те далекие времена жизнь в Вавилоне была напряженной и политически нестабильной, что, естественно, являлось главной причиной ухудшения криминогенной ситуации. Бандиты в городе чувствовали себя прекрасно. Вечерами в Вавилоне прогуливаться было опасно.

Повелители делали все, чтобы ликвидировать группы и банды преступников, те, в свою очередь, серьезно занимались повышением бандитского мастерства. В столице державы возникли своего рода воровские учебные центры, хорошо засекреченные. Обыкновенному человеку без влиятельных рекомендаций, без материальной опоры и без практической наработки в бандитском деле, без способностей к этой деятельности можно было не мечтать о поступлении в высшую воровскую школу.

Свободный вавилонянин Бэл-аххе-риба, видимо, все перечисленное имел, о чем, в частности, говорят условия договора. Ученик платил учителю 2 сикля (17 г) серебра «на угощение», а также обязался выплачивать часть доходов от своих бандитский делю. Если же ученик не получал от учителя достаточных знаний, то он мог взыскать с педагога по 1 суте (15 л) ячменя за каждый день обучения (Белявский В. А. Вавилон легендарный и Вавилон исторический. М., 1971. С. 184 – 185)

Это забавный и поучительный пример говорит, во-первых, об исключительно точном подходе вавилонских бандитов к своей специальности (хочешь быть крупным профи, не забывай о постоянной учебе, постоянном повышении квалификации), во-вторых, о продуманной системе отбора абитуриентов, которые перед вступительными экзаменами должны были зарекомендовать себя в конкретном деле, доказать свою любовь и преданность бандитскому делу, в-третьих, о справедливой системе вознаграждения педагогов. К сожалению, Воровская академия Вавилона не оставила после себя других свидетельств, и это понятно, хотя и обидно, потому что наверняка у бандитских учителей были свои педагогические секреты и наработки, свой многовековой опыт организации высшего образования в системе Творческих школ. Именно Творческих школ, ведь человек, лишенный творческого воображения, смекалки, интуиции, просто не может стать хорошим вором. Если бы это было не так, то уже в эпоху Ашшурбанипала, а то и Хаммурапи, а то и Саргона I, а то и Гильгамеша, в Междуречье вывелись бы все бандиты и воры. Не вывелись до сих пор.

Следует заметить, что подобную, выверенную и даже справедливую систему оплаты за обучение в мировой истории Творческого диполя «Учитель – Ученик» можно встретить в редчайших случаях, хотя этот факт не умаляет (скорее наоборот!) достижения великих Учителей Древнего мира, у которых люди учились и за плату (в разных видах организованную), и без оплаты. И в том, и в другом случаях руководителям школ удавалось создавать в своих коллективах энергию познания и поиска.

 

Глава 10. Ясность и несвязанность.

И вновь обратимся за помощью к «Ригведе».

Есть ещё одна проблема, накрепко связанная с главной темой разговора.

I,152. К Митре-Варуне

Кто хочет покорять устами, пусть сохраняет несвязанность!

(Ригведа. Мандалы I—IV. Издание подготовила Т. Я. Елизаренкова. М., 1999. С. 188).

 

Несвязанность! На мой взгляд, в поэтической строке это – метафора, именно в процессе её зарождения. Нет и не может быть ни формул, которые описывают этот процесс, ни советов даже самых гениальных поэтов, искренно желающих помочь собратьям по перу рожать свои метафоры. Это – непостижимое таинство. Это – искусство.

А психология – это всё-таки наука, которая, если и имеет точки соприкосновения с искусством, то они случайны и слабо функциональны.

Да, были, есть и будут шедевры мировой научной мысли, написанные чудесным литературным, в том числе и поэтическим языком. Особенно много таких произведений в научно-популярной литературе (о ней чуть позже), перед авторами которой всегда стояла главная задача увлечения читателя в какое-либо научное пространство. Эта литература имеет полное право на использование всех художественных средств, в том числе и метафору, то есть несвязанность, о которой с восклицательным знаком говорили индийские мыслители-поэты.

 

Глава 11. Простота изложения учений для привлечения сторонников или строго научный подход к стилистике и терминологии.

Как буддизм выиграл борьбы за влияние на массы у джайнизма

В первые века этого противостояния верх одерживали сторонники Вардхаманы Махавиры, основателя джайнизма, и тому было множество причин: социальных, политических, а также внутренних, проявляющихся в различных подходах духовных лидеров джайнизма и буддизма к таким понятиям, как высокое и массовое в искусстве, литературе… Можно предположить, что в VI - III вв. до н.э. индийским простолюдинам ближе были «сухие», повествовательные и поучающие тексты джайнов в отличие от поэтических, психологически насыщенных текстов сторонников Гаутамы Будды.

Приблизительно в III в. до н.э. в Индии стали распространяться джатаки – сказания о перерождения Будды, небольшие произведения, в которых прозаические тексты перемежались с поэтическими. Сюжетной основой их стали любимые индийцами басни и сказки о животных, волшебные сказки, притчи, исторические предания, а также легенды из жизни Будды. Казалось бы, тоже поучительная, назидательная литература с элементами риторики, педагогики. Но как исполнены были джатаки, с какой легкостью подавался сложный материал, конечной целью которого было прославление «Просветленного» и его дела! Как точно буддисты почувствовали психологическое состояние и интеллектуальные возможности своих главных читателей!

Причём, что очень важно, лёгкой строкой они говорили о высоком, о самом высоком, чего, например, нет в современном литературном ширпотребе и, похоже, не будет, как не учи будущих писателей основам психологического анализа человека, группы, общества в целом.

 

Шедевры научно-популярной литературы, созданные в Древнем мире (самый краткий список)

«Бедный поселянин и фараон». Поучения, например, «Поучения Ахтоя», Сократический метод, майевтика (майэвтика в переводе с греческого означает повивальное искусство), Феофраст (Теофраст) Эресский (371 – 287  гг. до н.э.), «Дхаммапада», «Артхашастра» (рубеж IV – III вв. до н.э.), Тит Лукреций Кар (ок. 99 – 55 гг. до н.э.), Луций Анней Сенека, Сенека Младший или просто Сенека (4 до н. э. — 65), Плутарх (45-127). И т.д., и т.д.

- Социальное положения Учителя и Учеников:

 

- Случайные (трагические, счастливые и комические) события в жизни Учителя и Учеников:

 

- Интеллектуальный уровень Учитель и Учеников;

- Превалирующее или доминирующее мышление в стране, в Творческом диполе «Учитель – Ученик»

И другие факторы, случайные и неслучайные.

Глава 12. Попытка систематизации разных видов творческих школ Древнего мира по методам организации и управления.

Как уже написано выше, В «Го­су­дар­ст­ве» Пла­то­н опи­са­л 5 основных раз­но­вид­но­стей характеров как ти­па со­циаль­но­го по­ве­де­ния: нор­маль­ный, ти­мо­кра­ти­че­ский, оли­гар­хи­че­ский, де­мо­кра­ти­че­ский и ти­ра­ни­че­ский.

Я предлагаю следующие личностные качества для попытки систематизации творческих школ слегка упрощенный вариант: диктатор, аристократ, демократ

 

Диктатура

Жрецы Древнего Египта

Воровская академия в Вавилоне

Школы времён «Ригведы»

Пифагор

Вардхамана Махавира (VII – VI вв. до н.э.)

Гаутама Будда (623 – 544 гг. до н.э., или годы жизни и годы смерти - на 60 лет позже)

Ликург

Аврелий, Марк Аврелий Антонин ( 121 – 180 гг.)

 

Аристократия

Заратуштра

Фалес и, практически, все Семь мудрецов

Гераклит из Эфеса (около 554 – 483 гг. до н.э.)

Конфуций (Кун Фу-цзы, 552 (551) – 479 годы до н.э.)

Парменид из Элеи, в Южной Италии (около 540 до н. э. - ?)

Зенон Элейский (ок. 490 гг. до н.э. – ок. 430 гг. до н.э.)

Протагор из Абдеры (около 480 – 410 годы до н.э.)

Диоген Аполлонийский (из Аполлония на Крите) (V в. до н.э.)

Демокрит (около 470 или 460 – около 370 гг. до н.э.)

Фукидид (около 460 – 400 гг. до н. э.)

Ксенофонт (около 430 – 355 или 354 гг. до н.э.)

Платон (427 до н. э., Афины – 347 до н. э.,

Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.)

Мэн Кэ (Мэн-цзы, Мэн Цзыюй, около 372 – 289 годы до н.э.)

Люй Бувэй (III в. до н.э. – 235 г. до н.э.)

Хань Фэй-цзы (288 – 233 гг. до н.э.)

Цицерон Марк Туллий (106 – 43 годы до н.э.)

Сенека Младший (около 4 года до н.э. – 65 год н.э.)

Квинтилиан Марк Фабий (около 35 – около 100 гг. н.э.)

Плутарх (около 46 – позже 119 года)

Плиний Младший (61 или 62 – около 113 годы н.э.)

Гай Светоний Транквилл (около 70 – после 122 гг.)

 

Пер анкх (Дом жизни)

В Древнем Египте при храмах существовали так называемые «дома жизни», где наиболее одарённые ученики, как чиновники, так и жрецы, могли посвятить себя наукам, а также служили скрипторами. Здесь кроме обычных помещений школы, существовали библиотеки, где хранились египетские ценности — религиозные и научные книги. При библиотеках находились залы для знакомства с книгами, а также рабочие места для писцов-переписчиков. Во времена правления XIX-XX династий «дома жизни» стали отчасти и политическими центрами, в которых обсуждали важные государственные вопросы[6]. В «домах жизни» создавалась письменная продукция, которая служила целям сохранения жизни египтян в этом мире и в потустороннем.

Мне думается, что в «домах жизни» царил аристократический дух».

 

Школы богов, пророков, отшельников и монахов

Боги и поэты времён Ригведы (II тыс. до н.э.)

Музы греческого мира (вероятно, II тыс. до н.э.)

Великие Пророки народа Израиля, жившие в X—VIII вв. до н. э. и Малые Пророки народа Израиля 0 VIII-V вв. до н.э.

Отшельники-копты IV в.

Афанасий Александрийский (около 295 – 373 гг. н.э.)

Григорий Назианзин, Григорий Богослов (около 328 – около 389 гг.)

Василий Великий, Василий Кесарийский (ок. 330-379 гг.)

 

Отшельники, монастырские школы и странники

Отшельники во все времена и во всех странах были очень близки к странникам. Но уже первые определения термина «странник» в Древней Месопотамии (читай: Странник мой близится. Заклинание из серии «Эдин-на-у-саг-га». (Афанасьева В. К. Орел и змея в изобразительности и литературе Двуречья. М., 2007. С. 433-434), а также в Древней Индии (Ригведа. Мандалы IX-X. Издание подготовила Т. Я. Елизаренкова. М., «Наука». 1999. X, 136. Косматые аскеты. С. 292-293), говорит о том, что отшельники отличаются от них принципиально. Об этом говорит хотя бы тот факт, что отшельники основывали монастыри, писали книги, выступали «с проповедями, поучениями, посланиями» (Изречения Египетский жрецов. Памятники литературы на коптском языке. Введение, пер. с коптского и комментарии А. И. Еланской. Издание второе, исправленное и дополненное. Изд-во «Алетейя» С-Пб. 2001. С. 26-27). То есть они были пишущими мыслителями, а любая мысль – векторна, а странник живёт в безвекторном пространстве. У него нет необходимости что-то строить, основывать, создавать, формировать и передавать людям свои учения. Всё перечисленное и не перечисленное, то есть «человеческое слишком человеческое» (Ф. Ницше), а лучше сказать «социальное, слишком социальное», всё мирское, для них есть сети, тенёта, в которые они совсем не желают попасть. «Мир ловил меня, но не поймал!» такую надпись Григорий Саввич Сковорода перед смертью попросил своего ученика и друга Михаила Ковалинского написать на своей могиле «Мир ловил меня, но не поймал». Пожалуй, это самое краткое определение термина «странник», из которого ясно, что суетное, мирское не для эти удивительных людей.

Любое учебное заведение векторно, кроме, пожалуй, «Школы Сократа». Но и её в полной мере нельзя назвать без векторной, потому что таковыми не стали ученики сына повивальной бабки и камнереза, начиная с великого Платона.

 

Демократия

Лао-цзы (VI – V вв. до н.э.)

Сократ (470 – 399 годы до н.э.)

Мо Ди (Мо-цзы) (468, или 478, 480, 490 и др. – 376, или 403, 392 и др. гг. до н.э.)

Антисфен (ок. 435 – умер 370 гг. до н. э.)

Демосфен (388 – 322 годы до н.э.)

Чжуан-цзы ( 369 – 286 гг. до н.э.)

Эпикур (342 – 341 – 271/270 годы до н.э.)

Зенон (ок. 335 – ок. 262  гг. до н.э.)

Эпиктет (около 50 – около 130 гг. н.э.)

 

Сократ и «Цветок Сократа»

Почему я говорю в данном разделе только о Сократе. Потому что только этому гению удалось создать воистину демократическую школу мысли.

Диоген Лаэртский пишет, что преемниками Сократа «были так называемые сократики, из которых главные – Платон, Ксенофонт, Антисфен, а из десяти основателей школ – четверо известнейших: Эсхин, Федон, Евклид и Аристипп» (Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. Второе, исправленное, издание. Пер. М. Л. Гаспарова. М., 1986. С. 107).

Уже этот список совершенно разных философов говорит о величии Сократа, как педагога гениев. А если вспомнить, что дали людям Платон, Ксенофонт, Антисфен и другие ученики сына повивальной бабки, то получится очень симпатичный «Цветок Сократа». Но никто из учеников отца майевтики даже не подумал о том, чтобы оформить (как было, например, с учениками Будды) идеи Сократа в учение Сократа, чтобы развить его главное дело - майевтику. Но почему? Потому что Сократ не дотягивал до перечисленных и не перечисленных гениев Эпохи мудрых и других эпох? А может быть потому, что он намного опережал их? А может быть, потому что его идеи не нуждаются в «школьном оформлении», в создании сократизма ни в философии, ни в педагогике? И этот факт тоже говорит о демократии и Сократа, и созданной им школы! Любой «изм», любая попытка продолжить, пусть и в слегка измененной виде созданное учителем учение, просто вынуждает последователей плыть в русле, «прорытом» основателем. А это, как не крути, и есть диктат – диктат мысли.  А разве мысль не может быть диктатором? – Может, может. А вот майевтика не может быть диктатором ни при каких обстоятельствах.

Важно напомнить, что Академия Платона, как оди6н из «лепестков Сократа» прекратила свое существование в 529 г. н.э. после указа императора Византийской империи Юстиниана. (Этот акт императора и гибель в 524 г. в тюрьме последнего античного философа Боэция подвела черту под историей античного мира). В общей сложности Академия функционировала 916 лет.

«Платоновская Академия впервые объединила в своих стенах разнообразные науки, большое количество слушателей, привела в систему и выработала строгие методы преподавания» (Лосев А. Ф., Тахо-Годи А. А. Платон. Аристотель. М., 1993. С. 48). Да, выработка строгой системы и методов преподавания, мягко говоря, не соответствует самой идее майевтике, то есть «родам души», но сам факт объединение разнообразных наук (а, значит, и разных ученых, и разных людей) говорит в пользу Сократа.

 

Индийская традиция и академия Цзися

Чаттерджи и Датта Чаттерджи С. и Дата Д. Введение в индийскую философию. М., 1955.неоднократно заявляли о том, что индийская философская традиция отличается своей терпимостью, уважительным отношением друг к другу представителей разных школ и течений, как правило ветвистых.

В годы правления Хуань-гуна (374 – 357 гг. до н.э.), либо его сына Вэй-вана (356 – 320 гг. до н.э.) в Поднебесной говорит хотя бы факт основания в Линьцзы, столице государства Ци, универсальной философской академии Цзися. Она существовала боле ста лет, а наивысшего расцвета достигла во времена правления Сюань-вана (319 – 301 гг. до н.э.). Этот правитель даже пожаловал один из высших придворных титулов шан дафу семидесяти шести видным ученым Академии (ее еще называли Собранием ученых).

В Цзися работали представители всех главных философских школ Поднебесной. И хотя доминирующее положение здесь занимали ученые школы Даодэ цзя, это не мешало проводить в Академии свободные дискуссии представителей разных школ, что обогатило мыслитику Поднебесной удивительными теоретическими находками.

 

Глава 13. Совсем коротко о женщинах

 

Вместо введения

Ни в коем случае нельзя забывать о женской линии в истории Творческих школ. Она была и насыщенной, и поучительной, и, как и должно быть, уникальной. Об этом можно (да и нужно!) говорить в специальных работах, что я честно, на уровне своих знаний, и сделал, например, в книге «Женщина в мировой литературе».

Здесь же я ограничусь лишь статистикой, которая может сказать думающему человеку многое.

Мифология

Египет, Средиземноморье и Ближний Восток. Богини мудрости и творчества – 21 богиня.

Центральная Азия, Индостан и Тибет – 13богинь

Поднебесная, Страна Восходящего Солнца – 7 богинь.

Другие народы мира. – 24 богини.

Итого: 65 богинь!

 

Древний мир

Средиземноморье и Междуречье.

Поэтессы:

От Энхедуанны (около 2285 — около 2250 до н. э.) до Евдокии Элии Афинанды (400—460) – 42.

Ученые – 24.

 

Индостан

Здесь было немало женщин-философов, например, в индуизме и джайнизме. Более того на полуострове была создана религиозная система, пожалуй, единственная в мире, - шактизм (от санскр. – сила, энергия). В основе этого философского направления лежит культ великой богини – Дэви, или Шакти. Шактизм имеет доарийское происхождение, восходит к древним аборигенным народным культам женских божеств, распространённым по всему Индостану, в нём существуют множество различных групп и течений, а, значит, и в нём существовали творческие школы, о своеобразие и философской силе которых говорит хотя бы «Девибхата-пурана» (Читай «Девибхагавата-пурану». Избранное. Перевод с санскрита. М., 2006) и другие книги по этой философии.

 

Арабы. Кайна

Певица, поэтесса и музыкант на Арабском Востоке. Обычно кайны являлись рабынями неарабского происхождения, но несмотря на это они могли добиться большой известности. Расцвет профессии пришёлся на время правления Аббасидов (750—1258). Кайны, которые находились в собственности у богатых мужчин и городов, вели светскую жизнь. Они развлекали гостей пением и музицированием. Те же, чьи хозяева были бедны, либо принадлежавшие тавернам, имели более низкий статус и зачастую занимались проституцией. Многие кайны сочиняли песни и музыку. Кайна поддерживала беседу и обладала широким кругозором. Развлекая гостей, кайны надевали лучшие одежды и не скрывали своих лиц, свободным женщинам это запрещалось. Рабство и профессия кайн появились ещё до ислама. Некоторые историки XIX века видели в них преемниц древних танцовщиц Египта и Персии, а иногда и потомков жриц Исиды. Основную массу кайн исламского периода составляли иностранки, угнанные в рабство во время войн арабов. Их отбирали за привлекательность и музыкальность, обучали и продавали. Многие из кайн сами сочиняли песни и музыку. Помимо музыки кайна должна была владеть искусством поддержать беседу и обладать широким кругозором. Система отбора талантливых девочек, методы их обучения, психологические особенности в школах, где обучались кайны, ещё ждут своих исследователей.

 

Притча

И опять у думающих читателей могут возникнуть вопрос: «А какое отношение притча имеет этот к психологическим особенностям, возникающим в каждом литературном Творческом диполе «Учитель – Ученик»?  Почему только притча, а не любой другой жанр литературы?»

Ответ мой будет слегка расплывчатый, но точный: да любое литературное произведение, обсуждаемое на литературном семинаре, может сыграть роль этакого генератора психологической энергии между Учителем и Учениками или между Учениками, но притча, я имею в виду притчи, рожденные в процессе работы в Творческих школах и адресованные главным образом тем, кто соучаствовал в этой работе, являются как бы продолжениями этой работы.

И вот, что удивительно, удачная притча такого рода захватывает своими мыслями, веерами мыслей не только Учеников, но и других читателей, даже посеянных в других пространственно-временных интервалах. Собранные в книги, притчи буддистов и джайнов, а позже чань-буддистов, а еще чуть позже дзэн-буддистов, а также даосов и т.д., и т.д., до сих пор актуальные, свежи, живы!

Читай и учись.

 

Краткое заключение

Можно ли просчитать матрицу творческого диполя «Учитель – Ученик»?

Уже перечисленные в Главе 1. Факторы, влияющие на работу в Творческом диполе «Учитель – Ученик» говорят о том, что ни одному учёному не удастся найти пусть и с некоторыми вариационными погрешностями сколько-нибудь точные рекомендации, или, написать всеохватные методические пособия для работы в любом творческом коллективе, особенно, на литературном семинаре, а то и, не приведи, Господь, написать строгую математическую формулу для руководителя семинара, то есть по сути дела найти определить матрицы, даже двухмерной, пусть даже квадратной, пусть даже состоящей всего из трёх столбцов и трёх строк, пусть даже из двух столбцов и двух строк (а их-то в любой творческой матрице гораздо больше)!

Определитель матрицы — это некоторое число, с которым можно сопоставить любую квадратную матрицу.

Но почему нельзя найти этот определить матрицы и дать исчерпывающий ответ любому руководителю литературного семинара, открывшему дверь в аудиторию? Формулы-то ест, и не такие уж сложные. И даже если число столбцов и строк будет гораздо больше, совсем много, то современный компьютер справится с этой задачей так быстро, что глазом не моргнёшь.

Но вся беда в том, что составляющие столбцов и строк в творческой матрице являются не строгими цифрами-фактами, а сложными, функциями комплексных переменных, решение которых зависит часто от случайных величин, в каждом конкретном случае, на каждом семинаре меняющимися под влиянием самых разных обстоятельств.

Вспомним величайшего теоретика военного искусства

«… Победа в бою не повторяется в том же виде, она соответствует неисчерпаемости самой формы. (Сунь-цзы. Трактат о военном искусстве. Военное издательство Министерства обороны Союза ССР. М. 1955. Пер. с древнекит. И прим. Сидоренко Е. И. С. 50).

А разве литературные семинары повторяются от вторника ко вторнику?!

Вспомним другую. Установку китайского философа (да и практика) войны:

«Ставь своих воинов в такие места, где нет выхода, тогда они предпочтут смерть бегству, если они готовы умереть, как же не добиться победы? Командиры и прочие люди в таком положении напрягают все свои силы. Когда войско находится на грани гибели, тогда оно ничего не боится. Когда оно находится в безвыходном положении, оно крепко держится. Когда оно находится в глубине (страны противника), его ничто не сдерживает. Когда нет никакого выхода, оно ожесточенно борется». (Сунь-цзы. Трактат о военном искусстве. Военное издательство Министерства обороны Союза ССР. М. 1955. Пер. с древнекит. И прим. Сидоренко Е. И. С. 64).

Но в истории войн подобные случаи встречались неоднократно. И если попытаться провести анализ подобных сражений, то приблизительно в половине случаев победы одерживали те, кто ставил свои войска в безвыходные ситуации, а в половине случаев –  их соперники. В чем же, спросит читатель, заключается величие Сунь-цзы? Можно использовать его стратагемы? Можно и нужно! Но для этого необходимо, во-первых, несколько раз вдумчиво прочитать трактат, по объему, кстати, очень небольшой, а то и зазубрить его как таблицу умножения, как правила дорожного движения... но, к сожалению, эта зубрежка принесет великую пользу только достойным, то есть только талантливым полководцам!

Между прочим, если попытаться создать этакую «матрицу Сунь-цзы», то и её просчитать будет невозможно. О чём и Гёте говорил устами своего героя:

 

Суха, мой друг, теория, везде,

Но древо жизни пышно зеленеет.

(Мефистофель, обращаясь к ученику в трагедии «Фауст» (ч. I, сцена IV) Иоганна Вольфганга Гете (1749-1832). Перевод Н. Холодковского)

В «Сунь-цзы» 37 страниц (издание 1955 года), каждая страница состоит из 42 строк. Итого – 1554 строки. Каждые 3-4 строки – максима. То есть что-то около 450 максим-установок. Составим матрицу из 225 строк и 225 столбцов. Можно ли найти определить такой матрицы? – Конечно же, компьютер справится с этой задачей, используя формулы линейной алгебры. Но (!) только в том, случае, если в каждой ячейке этой матрицы будет фиксированная информация, а не этакий намек, не загадка, не вариативная идея, не какая-нибудь функция комплексных переменных (а именно, таковых «Матрице Сунь-цзы» немало).

Но и творческий диполь «Учитель – Ученик», и писательский труд, куда сложнее этой матрицы!

Можно ли их просчитать? – Лично я в это не верю.

 

Немного оптимизма

Читатель имеет полное право сказать: «Вы говорите, что, мол, научно нельзя исследовать «Психологические особенности в работе любой творческой школы». Об этом наверняка знали гении Древние мира и других времен. Но это не останавливало их, и они создавали свои школы, или как сейчас говорят, семинары, лаборатории, мастерские и творили чудеса в этом деле, то есть в Педагогике гениев. Но как же они работали, какими педагогическими средствами и методами пользовались, чтобы, в буквальном смысле словами, творить чудеса? Почему же Вы считаете, что, коль скоро, Вашу матрицу нельзя просчитать, то и советовать будущим руководителям семинарного дела нечего?»

Нет-нет, я этого и не говорил. Советовать-то нужно. Но делать это нужно так, чтобы любой будущий руководитель знал главное: дело у него пойдёт только в том случае, если он – Личность, даже не поэт, не философов, не художник и т.д., но Личность, основной дар которой – интуиция, порождающая, пусть и на опыте прошлого, свои и только свои пути к Ученику, к Ученикам.

А личность, если она есть, нужно искать самому в себе самом.

И в этом поиске, коль скоро речь идёт о литературном диполе «Учитель – Ученик», о «Преподавание дисциплины «Психология творчества для литературных работников» громадную помощь может оказать бесценный опыт творческих школ Древнего мира и более поздних времён. И, значит, любому преподавателю этой дисциплины нужно, главным образом, развивать в «Учениках» тягу к истории «Педагогике гениев» тех, далеких веков.

 

Как уйти от «вторичного мышления»

Но не приведёт ли эта тяга к идеям прошлого ко «вторичности» мышления у писателей, которые, как и любые профессионалы, должны искать своё, а не повторять чужое?

На мой взгляд этого не произойдёт. Потому что, познавая очень разные школы, работу очень разных руководителей – философов Древнего мира, заинтересованные в познании себя в мире и мир в себе писатели будут приближаться к этакому охватному, шарообразному осмыслению любой проблемы, что, естественно, поможет им в личных поисках.

Мы все, конечно помним, что «Мир шарообразен, как глаз вращаться должен он/ Замкнул его закон времён в орбите круговой» [9, с. 33]. (Впрочем, об этом говорили, задолго до него, тот же Зенон из Китиона (ок. 333–262 гг. до н.э.), например). Но в шаре нет противоположностей! Есть центр, то есть бесконечно малая, в которой сокрыта сущность шара, в нашем случае, сущность Жизни, есть эманирующие из центра лучи и лучики – пространственно-временные метки Жизни, есть поверхность Шара, то есть видимая даже людским зрением Красота Жизни.

А на поверхности шара нет места никаким «вторичностям», потому что эта поверхность бесконечно многогранна, и любой человек имеет и возможность, и полное право (если он Личность!) найти свою грань и украсить её, и украсить жизнь, многогранную, как шар.

Вторичное мышление может заразить (о, это страшный вирус!) любого, слабо начитанного человека, которому искренно понравился тот или иной писатель, и пораженный этим вирусом несчастный начнет не то, чтобы копировать источник, но подгонять под него, часто не специально, свою строку. Случаев таких было и есть, и будет немало.

Но шар не имеет иголок! Он может только удивить начитанного человека своим многообразием, своими бесконечными возможностями, а ведь известно, что и наука, и искусство начинаются с удивления.

Аристотель: «Вся совокупность наук способствует достижению цели». (Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. Второе, исправленное, издание. Пер. М. Л. Гаспарова. М., 1986. С. 197).

Но и в искусстве тоже самое, и в литературе, а цели у писателей такие же сложные, как и жизнь…

Используемая литература

Афанасьева В. К. Орел и змея в изобразительности и литературе Двуречья. М., 2007. С. 433-434)

Большая российская энциклопедия. М., 2004-2017 годы. Издавалась при поддержке Министерства культуры Российской Федерации)

Белявский В. А. Вавилон легендарный и Вавилон исторический. М., 1971.

Гай Светоний Транквилл. Жизнь двенадцати цезарей. М., 1964. Девибхагавата-пурана. Избранное. Перевод с санскрита. М., 2006.

Гиппократ. Избранные книги. М., 1994.

Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. Второе, исправленное, издание. Пер. М. Л. Гаспарова. М., 1986

Древнекитайская философия. Собрание текстов в двух томах. Том 2. «Гуань-цзы». Глава тридцать девятая. «Вода и земля». Пер. Ян Хин-шуна (или Ян Хиншуна). М., 1973.

Изречения Египетский жрецов. Памятники литературы на коптском яызке. Введение, пер. с коптского и комментарии А. И. Еланской. Издание второе, исправленное и дополненное. Изд-во «Алетейя» С-Пб. 2001.

Кравцова М. Е. Поэзия Древнего Китая. Опыт культурологического анализа. Антология художественных перевод ов. СПб., 1994. Ли цзи. Древнекитайская философия. Т. 2. М., 1973.

Ли цзи. Древнекитайская философия. Т. 2. М., 1973.

Лунь юй. Из книги: Древнекитайская философия. Собрание текстов в двух томах. Том 1. М. 1972. Перевод В. А. Кривцова

Махабхарата. Адипарва. Книга первая. Пер. с санскр. И комментарии В. И. Кальянова. Под редакцией академика А. П. Баранникова. Изд-во Академии Наук СССР. М.—Л., 1950. Комментарии к разделу «Краткое содержание (всех книг Махабхараты).

Мифы народов мира. Энциклопедия. В двух томах. Тома 1-2. «Советская энциклопедия». М., 2000

Мэн-цзы. (Избранные места) / Пер. Л. И. Думана // Древнекитайская философия: Собрание текстов в двух томах. Т.1.М.: Мысль,1972 (Сер. "Философское наследие").

Мэн-цзы. Предисл. Л. Н. Меньшикова. Пер. с китайского, указ. В. С. Колоколова / Под ред. Л. Н. Меньшикова. СПб.: «Петербургское востоковедение», 1999.-272 с. («Памятники культуры Востока»)

Ригведа. Мандалы I—IV. Издание подготовила Т. Я. Елизаренкова. М., 1999.

Ригведа. Мандалы IX-X. Издание подготовила Т. Я. Елизаренкова. М., «Наука». 1999. X, 136. Косматые аскеты.

Рублев, Александр Николаевич. Линейная алгебра [Текст].: [Учеб. пособие для втузов]. – Москва.: Высш. школа, 1968.

Рудаки Абу Абдулло. О старости // Лирика. СПб, 2011.

Свет дхвани. Пер. с санскр., введение и комментарий Ю. М. Алихановой. М. 1974.

Сунь-цзы. Трактат о военном искусстве. Военное издательство Министерства обороны Союза ССР. М. 1955. Пер. с древнекит. И прим. Сидоренко Е. И.

Сыма Цянь. Исторические записки. т. I—VIII, М., 1972—1996. Т. IX, М., 2010

Сюнь-цзы. Древнекитайская философия. Т2. М., 1973.

Чаттерджи С. и Дата Д. Введение в индийскую философию. М., 1955.

Чжуан-цзы. Путь полноты свойств. М., 2006.

Юй Цзи. «Тайпин Цзин». Книга: Древнекитайская философия. Эпоха Хань. М., 1990.

 

Последнее обновление 29.11.23 14:34