Новое на сайте

Популярное

Александр ТОРОПЦЕВ. Преступниками рождаются или становятся

E-mail Печать PDF
Оценка пользователей: / 2
ПлохоОтлично 

 

Александр Торопцев

Преступниками рождаются или становятся? (Писательское исследование причин, которые приводят людей на зону, а кого-то делают «людьми зоны»)

Вместо введения

Придётся повториться

В VI-IV вв. до н.э. в крупнейших цивилизационных центрах Земного шара мудрейшие люди сказали: «Человек по натуре добр», и они были правы. В те же века в тех же цивилизационных центрах (Поднебесная, Индостан, Центральная Азия, Междуречье, Средиземноморье) не менее мудрые люди сказали: «Человек по натуре зол», и они тоже были правы. Более того, эти идеи стали коренными, стержневыми для создания этико-социальных учений, которые с каждым столетием, а то и десятилетием ветвились и разрастались. И процесс этот не закончился.

Но я говорю так: если людям, занимающимся государственным управлением на всех параллелях и вертикалях, производством, правом и т.д., нужно исходить в своей деятельности из того, что человек по натуре зол, дабы держать зло в узде, ограничивать его влияние общество, то людям творческого труда нужно исходить из того, что человек по натуре добр, развивая доброе в человеке, обществе и государстве, - и тогда всем будет хорошо, и тогда государственный иммунитет будет укрепляться.

Коротко о проблеме

Писателям-то в каком-то смысле легче жить и работать. Ищи доброе в людях, пиши на здоровье и радуйся тому, что, мол, этим самым ты и государственный иммунитет укрепляешь, и вообще своим согражданам пользу приносишь.

Но как же сложно жить и работать людям, отвечающим за порядок в стране! Они ведь тоже люди, им тоже хочется быть добренькими по отношению к любому существу разумному. Но исходить-то в работе своей они должны из того, что человек по натуре зол.

А разве все на свете преступники – по натуре люди злые?

Да нет же. В тюрьмы попадают и люди, очень добрые, и я это проиллюстрировал в книге «Моя родна уголовка». И именно доброе, бескорыстно, безвозмездно доброе ко мне отношение очень многих моих знакомых и друзей детства, а даже чуть более того, заставило меня писать рассказы о них после того, как в 1960-1970 годы они чуть ли не строем отправились на нары к хозяину.

Ещё ничего не зная о древнеиндийской философии, о Генри Торо, о Махатме Ганди, о Льве Николаевиче Толстом, я сказал себе: «Добрые люди не должны сидеть в тюрьмах» и попытался убедить всех в этом в своих рассказах. Прошло полвека. А всё ещё пишу, в том числе и на эту тему, а людей всё сажают и сажают.

А может быть, не так? Может быть, люди всё идут и идут в тюрьмы. Конечно же, не сами идут они в тюрьмы, без приговора суда их туда и не пустят. Но неужели человек не понимает, что, совершив преступление, он отправится на зону? – Понимает! А значит, виноват сам во всём, виноват ещё до того момента, когда пошёл на преступление. Человек – «творец своей судьбы», и свои дороги он выбирает сам.

Хотя бывают в этом деле и без вины виноватые, и разные причины преступлений, и очень-очень разные люди.

О них-то, о причинах и людях, мне и хочется рассказать в режиме бегущей строки.

 

Надо помнить!

Проблемы преступности интересовали мыслителей и государственных деятелей всех цивилизационных центров нашей планеты (Египет, Междуречье, Индостан, Поднебесная и т.д.) со времён, самых давних. В своих произведениях заинтересованные лица, порою с завидной прямотой и искренностью говорили о причинах преступности такое, что лично у меня сначала возникало отторжение этих утверждений, а затем – сомнение, а не прав ли тот же Чжуан-цзы?! А затем появлялись вопросы, на которые я однозначных ответов так и не нашел ни в книгах, ни в своём жизненном опыте.

 

Наука

Учёные, осмысляя живую и неживую природу, пишут формулы и создают теоремы, которые призваны помочь человеку, обществу и государству предсказать и предугадать близкое и далёкое будущее.

Но если в точных науках эти формулы и теоремы «работают», то в общественных (гуманитарных) дисциплинах, а они в последние два столетия сильно разветвились и продолжают ветвиться, найти формулы и теоремы, подобные математическим, очень сложно, а то и невозможно. И тому есть вполне объяснимые причины, скрытые в человеке, которого «просчитать», прозвонить, как говорят электронщики, описать даже очень сложной формулой просто невозможно. Человек многогранен, как шар, то есть бесконечно многогранен.

И, понимая это, я лишь рискнул осмыслить некоторые грани человеческой души. Подчёркиваю, это всего лишь осмысление не малого жизненного опыта, а также опыта книжного.

Но если мои, подчёркиваю, наблюдения кому-то помогут, кого-то остановят от опрометчивых поступков, то я буду счастлив.

 

Часть I

Социальная несправедливость – важнейшая причина рождения криминала и криминализации любого государства

А действительно ли социальная несправедливость является важнейшей, а то и главнейшей причиной криминализации общества? А если это так, то можно ли, уменьшая социальную несправедливость, уменьшить, а то и ликвидировать проблему целиком?

Начнём, например, с воровства, с которого, я так считаю, и началась криминализация человеческого общества.

Вначале было воровство, именно оно породило все остальные виды преступной деятельности.

 

Как родилось воровство? Или «Первый этап криминализации любого общества и государства»

Человеку свойственно воровать. На генном уровне сидит в нем это, по-своему, прекрасное, но часто принимающее уродливые формы качество души, ума и сердца. Человек по натуре вор, но страшного в этом ничего нет. Воровские наклонности можно использовать для всеобщего блага. Задавшись целью искоренить это симпатичное зло, можно погубить человека или, в лучшем случае, нажить много врагов. А они, в свою очередь, могут и убить любого, кто захочет уничтожить всех воров в государстве и ликвидировать воровство, как некое качество, давно уже ставшее субстанциональным, в человеке, обществе, государстве и на Земном шаре в целом.

Чтобы эти откровения не шокировали читателя, совершим экскурсию в прошлое, в то прелестное время, когда человек только и делал, что воровал. У природы он воровал. Ходил по огромному, цветущему саду, который назвал словом Земля, и брал себе не принадлежащее: там яблоко свиснет, там умыкнёт малинки, стырит яйцо, уведёт цыплёнка, а то и жирненькую курочку стибрит. Заметьте, как много воровских глаголов изобрело человечество! Но как трудно было людям воровать. Сад, хоть и полный изобилия, о котором позже будут бредить в мечтах поэты и учёные, не очень-то радушно встречал человека, прожорливого и плодовитого до жути. Сколько смертельно опасных ловушек таилось под каждым кустом, в любом закоулке цветущего райского сада, каким сноровистым, ловким – гениально ловким! – нужно было быть, чтобы воровать постоянно, непрерывно – потому что постоянно хотелось человеку есть и рожать. То был супер гениальный вор – человек. Уже в те далёкие времена он понимал, что воровать грешно, но жить хотелось, и мораль отодвигалась на второй план. Уже в те совсем далёкие времена человек чувствовал «социальную несправедливость»: у природы есть всё, а у меня нет ничего. И со спокойной совестью он решал эту проблему неравномерного распределения богатств так, как мог. Может быть, уже тогда он осознавал, что воровать даже у природы грешно, но делать было нечего – надо было воровать. Сотни тысяч лет человек воровал, придумывал и находил новые формы общения с природой. Нашёл. Сотворил орудия труда, изобрёл труд и само слово – труд. Раньше у человека в лексиконе такого слова не было. До этого судьбоносного момента он говорит жене: «Пошёл воровать». Теперь он стал говорить: «Пошёл на работу».

Природа отдавала ему то, что он производил на её теле, якобы освободившись от первого греха своего – от воровства. Но человеку лишь показалось, что он освободился от желания воровать. Воровство укоренилось в сердце, душе и разуме человека. Много тысячелетий придётся ему вымывать из себя это качество. И вряд ли удастся ли ему это сделать, если учесть, что социальная несправедливость осталась и, вероятнее всего, останется навсегда. Но уж если человеку и повезёт, и он освободится от этого зла (не зла?), то станет с ним, разучившимся воровать, в какое существо он превратится, не предскажет никто.

Но это произойдёт не скоро. Пока же он ворует и пусть себе ворует на здоровье. Надо уважать человека, тогда и он будет уважать тебя. А если, например, какой-нибудь государственный деятель в предвыборной кампании с апломбом безгрешного и наивного существа объявит о том, что целью его правления станет создание на территории вверенного ему государства без воровской зоны, то его, скорее всего, отправят раньше срока в психбольницу или куда-нибудь подальше.

Конечно же, надо постоянно думать о том, чтобы воровское качество народа не разрасталось до размеров необъятных, не становилось модным в обществе, губительным для него и для государства. Пусть воруют, но знают, что дело это рисковое. Каким, например, оно было и раньше, когда он, изголодавшийся до тумана в глазах, пытался украсть, например, у дикого индюка яйцо или цыплёнка. Индюк мог так вмазать ему по башке, безоружному, что и тюрьма не нужна – зачем мёртвому тюрьма? Раньше человек воровал с риском для жизни. Сейчас он ворует, рискуя выставить себя на позор, залететь на зону. Риск не очень большой. Надо поднять его в цене. Не до самых, конечно же, высоких вершин.

И с тюрьмами надо быть осторожными. Большая сеть Урлага не является положительным показателем деятельности исполнительной, да и законодательной властей. И опыт 1990-х годов, года произошло, пусть и не тотальное, слияние светской и уркаганской линий жизни, являет тому яркое свидетельство.

 

Второй и последующие этапы криминализации человека, общества, государства и Земного шара в целом. Или «На чёрный день»

Логика жизни говорит, что как только появились на Земле первые воришки, они тут же стал корешиться. Кто-то может возразить: «Сообща легче строить, а воровать легче в одиночку». Я и сам так думал совсем недавно. Но теперь я понял, что и воровать легче сообща, особенно по-крупному. Человеку необходима уверенность в том, что он не один, что есть люди, готовые в любой момент ему помочь. Особенно, воровать у природы легче сообща. Одному мамонта не осилить. Да и любого крупного зверя – тоже.

Научившись воровать, человек, как система саморазвивающаяся, придумал новое, важное для счастливого будущего средство выживания. В русском языке есть выражение «на чёрный день», оно очень точно отражает самую суть этого судьбоносного изобретения человечества, которое тоже приобрело статус субстанционального и сыграло огромную роль в криминализации человека, общества, государства и Земного шара в целом и играло сию роль даже в советские времена.

 

«Меня родил золотой слоник»

В начале 1980-х годов в Центральной аппаратной Телевизионного технического центра в Останкино, глубокой ночью, зашёл у меня спор о деньгах и взятках с Натальей К., царство её небесное. Она в те времена копила деньги для поступления в ВУЗ старшего сына. Я ей говорил:

- Лучше заставь его учиться. Зачем копить деньги на взятки?!

Она приводила свои доводы, я отвечал грубо, и она завелась и открыла мне тайну своего рождения:

- Ты ничего в жизни не понимаешь! Меня, например, родил золотой слоник!

- Как это?!

- А вот так! В начале сорок пятого у моей бабушки остался всего один, из двенадцати, золотых слоников, самый маленький, с кулак. Ей сообщили, что её тяжелораненый сын лежит в одном из московских госпиталей. Она завернула слоника в газету «Правда» и отдала его главному хирургу, какому-то светиле, фамилию его я забыла. Он оперировал моего будущего отца и организовал ему прекрасное лечение. Так что не надо. Копила деньги и буду копить. На «черный день». Это не нами придумано и не вчера. Главное, найти, кому их вручить.

 

Спор на шабашке

В середине 1970-х я чуть не подрался в Хакасии с одним симпатичным парнем, симпатичным, потому что работал он здорово, себя не жалел. Как-то, в ожидании пиломатериала, мы точили лясы под тенью сруба. Разговор неспешно вошёл в зону, почти запретную для тех лет. Вот, мол, коммунисты такие-сякие, нехорошие-плохие, а ты (то есть я), хороший, потому что не занял еще какой-нибудь пост.

- Копи деньги, Саня! – подытожил симпатичный парень.

- Причём тут деньги?!

- Ты с луны свалился? Должность секретаря райкома партии в одной Закавказской стране, например, стоит 70 тысяч рублей.

(Не хочу называть эту страну).

- Это всё враньё!!!

Да, я родился, говоря лексикой Лескова, «романтическим дурачком», я не верил, не мог поверить, что ТАКОЕ может быть. Мы чуть не подрались. Но вовремя подоспел пиломатериал, и мы продолжили монтировать стропильную систему. Не помню, как звали парня. Только фотография осталась: улыбаясь, он жадно пьёт хакасскую колодезную воду из большого эмалированного чайника, а за ним, на стенде, красуется какой-то коммунистический плакат.

 

Откуда деньги?

В первой половине 1990-х гг. я, все ещё оставаясь «романтическим дурачком», спросил себя: «Где же нашла обыкновенная женщина в 1941-1945 гг. двенадцать золотых слоников, самый маленький с кулак? Откуда у партийных людей середины 1970-х гг. могли появиться деньги на взятку в 13 «Жигулей», или в 15 двухкомнатных квартир? Можно ли было в Советском Союзе такие деньги заработать честным путём среднему человеку? Не писателю-гению, не крупному учёному, не министру, а всего лишь обыкновенному человеку, скажем, сорокалетнего возраста, мечтающему стать секретарём райкома партии?»

У будущих секретарей существовал, по моим данным, только один путь: золотые прииски. Даже работая на шахте, в морском рыболовстве и на других аналогичных предприятиях, к сорока годам скопить 70 тысяч честных рублей было невозможно. На золотых приисках можно. В 1972-1974 гг. мои знакомые отправлялись на прииски приблизительно 20 апреля и возвращались 20 октября, получая в Москве «чистыми» по 10-12 тысяч рублей. И лет через 7-8, от силы 10-12, каждый из них мог стать секретарём райкома партии в Закавказской республике. Но, честно говоря, мне не встречалась в биографических данных наших партийных руководителей строка: работал 10 лет на золотых приисках.

Конечно же, в 1990-е годы возможностей разбогатеть у самых разных людей появилось много. Но к тому времени должность секретаря райкома партии уже мало кого прельщала, хотя появились и другие должности, и, главное, дерзкие и нахрапистые соискатели этих должностей. Не буду утомлять читателя перечислением этих возможностей, в конце концов, о них говорят многие.

 

Чем больше кубышка, тем страшнее криминал

Одно из определений слова «кубышка» в Толковом словаре Ушакова Д. М. звучит так: глиняный сосуд с выпуклыми, раздавшимися боками (копилка, то, в чём хранятся деньги).

Откладывать деньги «на чёрный день», то есть набивать кубышку, люди стали давно, даже не догадываясь о том, что они подкармливают преступность. Конечно же, мудрецы-то знали и писали об этом издревле. Вспомним,  например, фрагмент из сочинения Чжуан-цзы (или Чжуан Чжоу) — китайского философа IV века до н. э. Мыслитель Поднебесной не только говорит о воровстве и грабеже, но и иллюстрирует мысль, заявленную в названии этого фрагмента. Более того, дерзкий китайский мудрец заявил и обосновал такое мнение о некоторых причинах воровства и преступности вообще, которое не понравится многим добропорядочным людям. Понравится или не понравится, это одно дело, а вдруг Чжуан-цзы был прав?!

 

«Взламывают сундуки»

«Чтобы уберечься от воров, которые взламывают сундуки, шарят по мешкам и вскрывают шкафы, нужно обвязывать [все] веревками, запирать на засовы и замки. Вот это умно, говорят обычно. Но приходит большой Вор, хватает весь сундук под мышку, взваливает на спину шкаф, цепляет на коромысло мешки и убегает, боясь лишь одного, — чтобы веревки и запоры [не оказались] слабыми. Тогда те, которых прежде называли умными, оказывается, лишь собирали добро для большого Вора. Посмотрим, не собирает ли добра для больших воров тот, кого обычно называют умным? Не охраняет ли крупных разбойников тот, кого называют мудрецом? Как доказать, что это истина?

(…)

Посмотрим, не собирают ли [добро] для больших воров те, кого в мире величают самыми умными? Не охраняют ли разбойников те, кого величают самыми мудрыми? Как доказать, что это истина?

[Вот] в старину обезглавили Встреченного Драконом, вырезали сердце у Царевича Щита, выпотрошили Чан Хуна, сгноили в реке [тело] Цзысюя. Все четверо — достойные люди, а не смогли избежать казни.

Сообщник разбойника Чжи его спросил:

— Есть ли у разбойников свое учение?

— Разве можно выходить [на промысел] без учения? — ответил Чжи. — Угадать по ложным [слухам], что в доме есть сокровища, — мудрость; войти [в него] первым — смелость; выйти последним — справедливость; пронюхать, возможен ли [грабеж], — знание; разделить [добычу] поровну — милосердие. Без этих пяти [добродетелей] никто в Поднебесной не может стать крупным разбойником. Отсюда видно, что если без учения мудрецов нельзя стать добрым человеком, то без учения мудрецов нельзя стать и разбойником. Но добрых людей в Поднебесной мало, а недобрых много. Поэтому польза, которую приносят Поднебесной мудрецы, невелика, а вред — велик. Поэтому и говорится: «Отрежут губы — стынут зубы», «из-за плохого вина в Лу Ханьдань подвергcя осаде», «когда рождается мудрец, появляется и великий разбойник».

Если мудрецов прогнать, а разбойников оставить в покое, в Поднебесной воцарится порядок. Ведь [если] высохнет поток, опустеет и долина; [если] сровнять с землей гору, заполнится и пропасть. Когда мудрецы перемрут, исчезнут и большие грабители, в Поднебесной наступит мир и больше не будет беды. Пока мудрецы не перемрут, не переведутся и великие разбойники. Управлять Поднебесной, уважая мудрецов, означает соблюдать выгоду разбойника Чжи.

Если сделают меры и гарнцы, чтобы мерить, украдут [и зерно] вместе с мерами и гарнцами; если сделают гири и безмены, чтобы взвешивать, то украдут [и взвешиваемое] вместе с гирями и безменами; если сделают верительные дщицы и царские печати, чтобы обеспечить доверие, то украдут [и царство] вместе с верительной дщицей и царской печатью; если создадут милосердие и справедливость для исправления [нравов], то украдут и [исправление нравов], вместе с милосердием и справедливостью. Как доказать, что это истина?

[Вот:] укравшего крючок — на плаху, укравшего трон — на царство. У ворот правителей и хранится милосердие со справедливостью. Разве это не кража милосердия и справедливости, мудрости и знаний? Поэтому-то вслед за большими грабителями крадут царства, крадут милосердие и справедливость вместе со всей наживой от мер и гарнцев, гирь и безменов, верительных дщиц и царских печатей…»

(Чжуанцы. Путь полноты свойств. М., ЭКСМО. 2006. Перевод и комментарии Позднеевой Л. Д. С. 98-100).

Повторюсь, с мыслями Чжуан-цзы согласятся далеко не все добрые люди, но не решаюсь вступать в спор между этими добряками и китайским философом.

 

Часть II. Хулиганка

 

Вместо введения

Ни в коем случае не подвергая сомнению сказанное выше о социально несправедливости, как о главной причине уркаганизации государства и человечества в целом, я должен честно доложить читателю о том, что большинство моих друзей, приятелей и знакомых в первый раз попадали на зону по «хулиганке», то есть за примитивные драки. «Первоходки», возвращаясь из тюрем, в редких случаях «завязывали» с этим делом, попадая в разного рода воровские группы или в пусть ещё и не в профессиональные «малины».

 

Проблемы нарушения общественного порядка в юридической истории Руси – России – Советского Союза – Российской Федерации. История в режиме бегущей строки.

Русская Правда. Сборник правовых норм Киевской Руси, датированный различными годами, начиная с 1016 года, древнейший русский правовой кодекс. Вопросы, посвящённые ответственности за нарушение общественного спокойствия, затронуты лишь косвенно, но они уже были!

Соборное уложение 1649 г. В первой главе Уложения "О богохульниках и церковных мятежниках" наряду с преступлениями против церкви предусматривалась строгая ответственность за непристойное, нарушающее спокойствие и порядок во время церковной службы поведение.

Воинский Артикул Петра I 1715 года. В артикуле 141 под страхом наказания шпицрутенами запрещались "учинение драк в миру без вызова, хоть никто умерщвлен или поражен не будет".

Свод законов Российской империи 1833 года. В разделе "Законы уголовные" в ст. 425 предусмотрена уголовная ответственность за обращение в пьянстве, буйстве, беспутстве для должностных и отставных военных и гражданских чиновников, взятых в таком состоянии в публичном месте.

Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями 1864 года. В ст. 38 Устава предусматривались меры наказания в виде ареста до семи дней или денежного взыскания не свыше 25 рублей "за ссоры, драки, кулачный бой, или другого рода буйство в публичных местах и вообще за нарушение общественной тишины".

Положения об усиленной охране от 16 августа 1881 г.

Уголовное уложение от 22 марта 1903 г. Помимо прочих аспектов большое внимание уделялось в нем уголовно-правовой охране отношений в сфере публичного порядка. В последующие годы по отношению к хулиганству произошёл резкий всплеск интереса. Именно с начала ХХ в. приобрел всеобщее распространение термин "хулиганство", имеющий хождение и поныне.

В 1912 г. Министерство внутренних дел потребовало от губернаторов и земств сведения о состоянии хулиганства.

В 1912 г. Министерство внутренних дел проводит специальное совещание губернаторов по разработке мер по борьбе с хулиганством.

В 1913 г. в нескольких губерниях изданы постановления, направленные на борьбу с нарушениями общественного порядка.

В Декрете СНК РСФСР от 4 мая 1918 г. "О революционных трибуналах" среди прочих преступлений к компетенции трибуналов было отнесено и хулиганство.

6 октября 1918 г. вышло Постановление кассационного отдела ВЦИК "О подсудности революционных трибуналов", где в п. 7 хулиганство имело явно выраженную политическую окраску и определялось, как действия с целью внести дезорганизацию в распоряжения советской власти или оскорбить нравственное чувство окружающих учинением бесчинства.

В 1922 г. принят новый Уголовный кодекс РСФСР. В ст. 176 хулиганство определялось как "озорные, бесцельные, сопряжённые с явным проявлением неуважения к отдельным гражданам или обществу в целом действия".

В октябре 1924 г. вышло Постановление 2-й сессии XI созыва ВЦИК. Хулиганство, совершенное впервые, рассматривалось как административно-правовой деликт, наказуемый принудительными работами или штрафом.

В 1926 г. ст. 176 УК дополнилась второй частью. Квалифицирующими обстоятельствами были признаны совершение хулиганских действий повторно, а равно их упорное непрекращение, несмотря на предупреждение органа милиции или иного органа, на который возложена обязанность поддерживать общественный порядок

В октябре 1926 г. принято Постановление СНК СССР "О мерах по борьбе с хулиганством".

В 1926 г. ВС СФСР принял Уголовный кодекс РСФСР.

29 марта 1935 г. принято постановление ВЦИК СНК СССР "О мерах борьбы с хулиганством". Усилены меры уголовной ответственности за данное преступление.

31 мая 1935 г. принято Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) "О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности". В нём излагались основные направления по преодолению подростковой преступности, в том числе хулиганства.

10 августа 1940 г. издан Указ Президиума Верховного Совета СССР "Об уголовной ответственности за мелкие кражи на производстве и за хулиганство". Повысилась головная ответственность за хулиганские действия на предприятиях, в учреждениях и общественных местах была усилена до одного года тюремного заключения.

22 июня 1941 г. издан Указ Президиума Верховного Совета СССР "О военном положении". В местностях, объявленных на военном положении, в компетенцию военных трибуналов переданы дела о злостном хулиганстве

19 декабря 1956 г. издан Указ Президиума Верховного Совета РСФСР "Об ответственности за мелкое хулиганство". За совершение хулиганских действий, не представлявших существенной опасности, предусматривалась ответственность в виде ареста от 3 до 15 суток либо штрафа.

В 1958 г. приняты основы уголовного законодательства СССР.

В 1960 г. издан указ УК РСФСР, в ст. 206 УК РСФСР которого, в гл. 10 УК РСФСР появилась статья "Преступления против общественной безопасности, общественного порядка и порядка управления", где хулиганство определялось как умышленные действия, грубо нарушающие общественный порядок и выражающие явное неуважение к обществу.

26 июля 1966 г. издан Указ Президиума Верховного Совета СССР "Об усилении уголовной ответственности за хулиганство". Ст. 206 УК РСФСР дополнилась частью третьей, где предусматривалась уголовная ответственность за особо злостное хулиганство. Минимальный срок административного ареста за мелкое хулиганство был поднят с 3 до 10 суток, а также введено новое наказание в виде исправительных работ на срок от одного до двух месяцев с удержанием до 20% заработка

19 декабря 1967 г. Верховным судам союзных республик было приказано систематически обобщать практику работы судов по выполнению решений ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР и Совета Министров СССР о мерах по усилению борьбы с преступностью и применению Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 июля 1966 года «Об усилении ответственности за хулиганство».

В перестроечные и последующие времена борьба с хулиганством не потеряла своей актуальности.

Из представленного выше хронологического списка государственных документов, отражающих постоянно борьбу с хулиганством, напрашивается вывод о том, что эта решение этой проблемы всегда была важнейшей для государства.

И вполне закономерным является вопрос о причинах тяготения некоторых граждан (не обязательно нашей Родины, а любой страны на Земном шаре).

Я нашёл следующие причины

 

Синдром борьбы

- Оставшийся в нас ещё со времён до неолитической революции синдром борьбы с внешним миром. Помните шедевры наскальной живописи. Зачем они создавались? Конечно же, непонятно почему появилось вдруг у существа разумного тяготение к подражательству. И конечно же, была ещё и чисто познавательная, педагогическая причина. Этакий до неолитический научпоп. Но было и желание похвалиться перед соплеменниками своими охотничьими подвигами. Вот, мол, какого я бизона завалил. Вот, мол, какой я герой!

Человечество перешло к производящему хозяйству. Но синдром борьбы с внешним миром в людях остался. Да, на мамонтов и бизонов теперь ходить не было причин, но мышцы-то помнят азарт борьбы, но мозги-то помнят радость побед. И эта радость многим покоя не даёт.

Кроме того, у каждого человека появились врага из своего, человеческого племени.

Синдром лидера

С тех же самых пор, когда люди бегали за мамонтами, появился в человеке и крепко вцепился в него множественный синдром лидера. Почему множественный? Потому что уже в те времена люди, в отличии от представителей животного мира, поняли, что не только физические данные отличают нас друг от друга, что в любом племени, или даже роде, есть прекрасный организатор, а также тактик боя с тем же бизоном, а также знатоки лечебных трав, без которых выжить в суровой борьбе со всеми внешними врагами просто невозможно, и рассказчики о победоносных походах за пищей, есть сказочники, и художники и т.д., и т.д. до бесконечности.

Заметна эта множественность в нас уже в детстве, хотя, конечно же, физические данные, а также смелость, и отвага, и бесшабашность в юные годы очень сильно влияют на лидерство в той или иной группе детей, подростков, да и юношей. Помню, как боялись на танцплощадках одного боксёра с очень точным, нокаутирующим ударом. Многие пацаны мечтали стать его другом. До того момента, когда однажды юноши из небольшой деревни напротив станция Ленинская Павелецкой железной дороги не избили его и не бросили на рельсы. Спасли этого боксёра мы с другом ВВП, чисто случайно оказавшиеся возле платформы. Подняли его с рельс, оттащили на два метра от пути, и тут же мимо нас просвистела электричка. На следующий день мы увидели в его глазах робость. И после этого мы не слышали, чтобы он кого-то бил, он остыл, забыл о лидерских амбициях, стал обыкновенным, но хорошим станочником, хотя и был цыганом по отцу.

Куда чаще подобные случаи развивались по другому сценарию. И заканчивались они нередко тюремными сроками.

 

И ещё совсем коротко о синдроме лидерства

Почему-то мне кажется, что именно этот синдром сыграл важную роль к переходу от матриархата к патриархату. Помните, как в Спарте «распределяли» девушек между воинами, вернувшимися с битвы: лучшему воину – лучшая девушка в жёны. И уж, конечно же, лучший воин не позволит даже приблизиться к своей крали какому-нибудь трусу и вообще кому бы то ни было. Моя краля – и точка.

И зародилась одна из причин патриархата.

Вы скажете, что, мол, эта тема к уркаганизации человеческого общества не имеет никакого отношения. – Нет имеет, отвечу я, вспоминая разные эпизоды из жизни Жил-посёлка, Домодедово, Подмосковья. Сколько в 1950-1980-е годы было драк из-за девчонок! Не ты бил, так тебя били. Меня, например, однажды поколотили из-за девчонки, причём зря побили. Она попросила её проводить до дома с катка, мол, «моего-то нет сегодня, а идти страшно». Я и проводил. А на следующий день меня встретили дружки того, кого она называла «своим». И вот, что в этой истории меня поразило. С тем парнем-то мы были в очень хороших отношениях, и сам-то он не решился драться со мной. Но дружки его услужливые встретили меня, завалили, и неумело так ногами помяли мне бока. Не больно, но жуть как обидно: не за что пострадал.

Ментуры по близости не оказалось, на следующий день в школе, в нашем классе, в углу около окна, мы с другом отомстили одному из тех, кто меня ногами пинал, не бил, а именно пинал. И в этот раз нам повезло: заинтересованных лиц и разных стукачей поблизости не оказалось.

Но и на этом история не закончилась. Много лет прошло, умер в 33 года мой приятель-одноклассник. Хороший он был парень, царство ему небесное. И как-то мы встретились лоб в лоб с тем, кто организовал моё «избиение». Он один раз отсидел в тюрьме за хулиганку, но не в этом дело… в его глазах я не увидел ничегошеньки злого, хулиганского. Он, улыбаясь, шёл мне навстречу, и мы вдруг обнялись, как старые кореша, кореша детства. Помяли друг другу бока на радостях и разошлись.

Повезло нам всем, короче говоря, на тот случай из-за девчонки.

Но другим-то пацанам не шибко везло с этим делом, с драками из-за девчонок. Одно слово – «любовь».

А всё почему? – А потому что женщина уже тогда, во времена до неолитической революции, стала вещью, принадлежащей мужчине. А вещи терять просто так, без драки, не хочется ни одному мужику, если он, конечно же, мужик.

 

Любовь и подарки

Подавляющее большинство мужчин привыкли (с каких пор, сказать точно не могу) дарить женщинам подарки.

Да ещё и нужно приодеть, перед тем, как идти дарить подарок женщине, в которую по случаю, а то и на своё несчастье, влюбился.

Но для всего этого нужны средства, или сила, а то ещё и компания преданных влюблённому людей.

Не надо улыбаться, уважаемые. Так было, есть и будет.

Женщина, в которую ты вдруг да влюбишься отчаянно, может из тебя верёвки, да заказами тебя кормить: «Купи мне то, купи мне это! А меня не интересует, есть ли в кармане твоём деньги. Нет – заработай…» Нет-Нет, далеко не все женщины такие прямолинейные. Скорее наоборот. Но, практически, всем им нравятся подарки возлюбленных.

Причём с самого раннего возраста.

Кроме этого необходимо помнить, что молодые люди любят покуражиться, удивить, а то и ошарашить. И это хорошо, если у кого-то есть богатые и покладистые папы, да деды. Или, скажем, кому-то повезёт с работой.

Помните:

Мурка в чём же дело, что ты не имела?

Разве я тебя не одевал?

Шляпки и жакеты, кольца и браслеты

Разве я тебе не покупал?

(Из текста песни Константина Сокольского «Мурка», 1946 год)

А сколько таких песен о несчастной любви урок и уркаганов слышал в детстве и юности!

 

И ещё о хулиганке. Общие слова

Драки, особенно частые на советских танцплощадках при клубах разных предприятий и мелкое воровство играли важнейшую роль для пополнения лагерей и тюрем.

И дальше мне бы хотелось провести писательский (только писательский!) анализ личностных качеств «первоходок», то есть, кто по первому разу отправлялся на зону.

 

Часть III. Двойственная природа человека

Кто сбился с прямой дороги, того вернуть на неё можно только окольным путём.

Марк Фабий Квинтилиан (ок. 35 – ок. 96), ритор и писатель; учитель наследников императора Домициана. Цитата даётся по единственному полному переводу, опубликованному в 1834 г. под загл. «Двенадцать книг риторических наставлений». («Воспитание оратора», II, 18 (64а, с.149))

Обвинять легче, чем защищать: легче наносить раны, чем исцелять их. «Воспитание оратора», V, 2 (74, с.317)

Сянжэньшо – предсказания судьбы по чертам лица. Читатель помнит, что у древних египтян был жрецы, определявшие творческие возможности до годовалого ребенка по внешним стигматам (физиогномика по терминологии европейцев).

 

 

Коротко о двойственной природе человека

Из квантовой физики известно, что свет одновременно обладает свойствами непрерывных электромагнитных волн и дискретных фотонов. Это – так называемая двойственная природа света.

Но и человек обладает двойственной природой, что можно выразить следующей формулой: несмотря на то, что в людях больше общего, чем частного, каждый человек, тем не менее, индивидуален, уникален. Человек в себе – корпускула, человек в обществе – волна, но волна особенная, генерируемая корпускулой. А это значит, что корпускула является доминантной составляющей этой самой двойственности. Нет корпускулы – нет волны.

Признание первичности индивида в обществе, а не общества в индивиде, может вызвать бурю негодований как величайших мыслителей, например, того же Конфуция, или Аристотеля. Все мы помним его: «Человек - существо общественное (социальное)».

Но жизнь-то не переубедишь!

Человек, как система внутренних ценностей, появляющихся в нём в момент рождения, а то и в момент зачатия, не меняется на протяжении многих десятков тысяч лет. Да, он имеет внутри себя очень большую степень приспособляемости, которая позволяет ему выживать в самых разных климатических и социально-психологических условиях. Да, в крупнейших цивилизационных центрах Земного шара он заметно облегчил (или усложнил?) себе жизнь с помощью всевозможных изобретений. Да, эта неуёмная тяга к познанию мира в себе и себя в мире и столь же неуёмная тяга к подчинению Природы, все ещё безмолвствующей, дала ему повод считать, что он, человек, интеллектуально заметно подрос.

Но человек остался таким же, каким он был во времена Адама и Евы, а то и гораздо раньше. Он остался самим собой, человеком в себе, который ради личного комфорта придумал себе общество.

Человек первичен в самом себе. Общество вторично в человеке. А, значит, не бытие в конкретном обществе и в конкретных социально-психологических условиях определяет сознание, а сознание определяет бытие.

И поэтому нужно с большей осторожностью относиться к тем опрометчивым теоретикам, которые утверждают, что общество, коллектив может воспитать человека, то есть сделать, например, из отъявленного негодяя паиньку-мальчика. То есть кардинально изменить заложенное в нём в момент зачатия или рождения.

 

Вспомним опыт древних египтян

Ежегодно из Фив отправлялась в плавание по Нилу барка бога Амона Карнакского, Владыки тронов Обеих земель, со жрецами очень высокого ранга. Называлось богатое судно Усер-хат-Амон. Помимо праздничных ритуалов, которые проводились в селениях, расположенных на берегах Нила, жрецы решались и ещё одну важную задачу.

По особым предзнаменованиям барка останавливалась у какого-либо селения и на берег выходил жрец, либо кто-то из его ближайших помощников. Он выбирал тех детей, рождённых в течение года, кто, по их мнению, мог осилить сложнейшую программу обучения в Фиванской школе жрецов. В селении по этому случаю устраивался праздник. Семья ребёнка приобретала огромный авторитет в селении и за его пределами.

Метод поиска жрецами талантливых, высоко обучаемых, творчески осенённых свыше детей до годовалого возраста может вызвать улыбку у атеистически настроенных мыслителей, но не будем уподобляться скептикам.

Вспомним, что этот метод успешно функционировал около двух тысяч лет. А это говорит о том, что жрецы Страны Нила действительно обладали важными познаниями, навыками, а то и чувствованиями, с помощью которых они угадывали интеллектуальные и творческие возможности крохотного человека.

Выбирая младенца, жрецы должны были угадать в совокупности:

1. интеллектуальные возможности младенца,

2. физическое здоровье,

3. душевную стойкость,

4. духовную силу.

5. преданность делу и стране,

6. способность много работать и не роптать при этом,

7. способность творить в рамках «египетской идеи»,

8. не взрывоопасность, которая часто является одной из причин хулиганства,

9. отсутствие воровских наклонностей,

10. Отсутствие наклонностей взяточничества, а также использования служебного положения в личных целях,

11.  Внутреннее отторжение протекционизма…

Следует напомнить, что подобная или схожая система отбора практиковалась и в других странах, например, на Индостане времён создания Махабхараты. А в Древнем Китае существовал термин сянжэньшо, означавший предсказания судьбы по чертам лица, то есть по внешним стигматам (физиогномика по терминологии европейцев).

Конечно же, жаль, что эти навыки разных народов сейчас утеряны, а то бы отпала необходимость писать данную работу – то есть попытку разобраться в том, рождаются ли преступниками или ими становятся.

Я часто слышал и читал о пагубном влиянии на ребёнка семейных неурядиц, семейной же бедности, а также плохих компаний и т.д. Да, все внешние факторы оказывают определённое влияние на становление личности. Но главным в этом процессе всегда являлась и остаётся и останется во веки веков сама личность.

Подавляющее большинство состоявшихся людей, мне известных по жизни, делали себя сами. Несмотря ни на какие внешние условия.

 

Семья или социум

Но это, ни в коем случае не умаляет значение воспитательного процесса! С одной лишь оговоркой: воспитание для воспитуемых. Или, как говорят в народе: «в коня корм». Я не знаю, что делать с не воспитуемыми. Мой личный опыт говорит, что таковых людей очень мало. А значит, воспитывать людей, особенно детей просто необходимо. Причём не только и не столько в семье, сколько в социуме.

И это утверждение может вызвать волну негодования особенно в наши дни, когда где-то там наверху, или в каких-то там научных кругах, напрочь оторвавшихся от действительности, от реалий жизни, посчитали, что главным воспитателем ребёнка должна быть семья.

Семья! Родители отдают работе минимум по 10-11 часов в день, учитывая дорогу. На хозяйственные и другие домашние дела им нужно ещё минимум 2-3 часа в день. Личная гигиена, завтрак и ужин – это ещё 2 часа в день. Хотя бы часок-другой нужно отдать культурному досугу, и 8 часов в сутки неплохо бы поспать. Подход, отход к детским садикам и школам – это ещё 1 час в сутки. Магазинные дела – минимум 1 час в сутки. Итого получается 25-28 часов в сутки.

Когда отцу или матери воспитывать ребёнка!

 

Незаконное рождение

Ещё во время войны и первые десять лет после неё в нашей стране мужчин не хватало. И советские женщины прекрасно понимали, что возможность остаться одной даже после замужества у них большая. Но они рожали нас, не смотря, ни на что. На Жилпосёлке и в Домодедово детей без отцов я насчитал около 30. Попали в тюрьмы из них человек 8 человек. Нормальный процент, между прочим. Не больше, чем общий процент попавших на зону моих друзей, приятелей, знакомых.

Конечно же, в полном смысле слова, многих из нас нельзя называть незаконнорожденными. Но даже из моей книги «Звезда незаконнорожденных» можно сделать вывод, что этот фактор не очень сильно влияет на «тюремный коэффициент». С другой стороны, в той же книге есть множество примеров того, как незаконное рождении закалило людей и сделало их великими в разных сферах жизни и деятельности.

 

Неудачи и несчастья, особенно в детстве и юности

И здесь, судя по моему жизненному опыту, ситуация аналогичная. Но в народе, да и в научной среде часто можно услышать, что, мол, постоянные неудачи, а то следующие друг за другом несчастья привели того или иного человека к плохому финалу: тот сел в тюрьму, того искалечили, а то и убили дружки за какую-то провинность и т.д.

Но ведь есть и другие примеры: неудачи бьют человека, бьют, а он только сильнее становится.

Каких людей больше? И зачем вообще задавать этот вопрос? Может быть, лучше просто ориентировать себя и других на примеры сильных людей, способных противостоять любым ударам судьбы? – Может быть, и так. А может быть, и не так.

Судьбы сильных людей заразительны. Они могут спровоцировать слабых на великие дела, свершать которые они просто не способны. Разве мало таких случаев в жизни людей? Очень немало. Был такой случай и в моей судьбе.

Мы не знаем и не можем узнать потенциальные возможности конкретного человека. Не можем! И только поэтому любой подсчёт процентов, фиксирующих, например, воздействие разных неудач и несчастий на судьбу конкретного человека, просто вредны.

 

Обострённое чувство справедливости и постоянная готовность бороться за неё любые способами, в том числе, и кулаками

Но и такие люди садились в тюрьмы не чаще тех, у кого это чувство было не столь ярко выраженным. Почему же? А потому что любой человек, даже очень хулиганистый, может обладать сильным чувством самосохранения. Оно спасает многих от опрометчивых поступков. Иногда это чувство почему-то называют страхом. Пусть будет страх, лишь бы по всякому поводу не лезть в разные разборки, а после них – отправляться «в гости к хозяину».

 

Неудовлетворённое самолюбие

Оно часто сродни лени. Хочется добиться каких-то успехов, а для этого надо вкалывать. За школьной партой, в институтской аудитории, на работе, в конце концов, в спортзале, на футбольном поле, на беговой дорожке или на лыжне, за станком … Терпеть, может быть, годы терпеть, работая. Может быть, на износ, работая, чтобы удовлетворить собственное самолюбие.

Но и здесь любая статистика вредна для того, чтобы делать вывод для конкретного человека.

И потом упорный труд не всегда побеждает яркий талант. И работа на износ в погоне за призрачными целями, за славой нередко приводила людей к душевному раздраю, а от него до зоны не так уж и далеко. И такие случае мне встречались по жизни.

 

Чрезмерно завышенная или заниженная самооценка

Не могу сказать, что эти качество активно влияют на «тюремный процент». О причине этого я уже говорил: чувство самосохранения. Но … влияют, влияют! Человек с заниженной самооценкой постоянно разрушает свой социально-психологический иммунитет и не развивает в полной мере свои профессиональные качества, то есть не заметно для себя деградирует. Но жизнь подсказывает ему разными способами, что он достоин большего, например, в том же профессиональном росте или в зарабатывании денег. А если ещё найдутся рядом с ним «доброжелатели», которые, почувствовав его ущемлённое состояние души (о, такие люди встречают подобных людей), то они могут затащить его в разные противозаконные дела.

Завышенная самооценка тоже может сыграть с человеком приблизительно такую же роль.

Да, хорошо, если есть рядом супруга (а то и супруга), которые демпфируют разные удары судьбы по самому близкому человеку. Но бывает и так, что (чаще) женщина требует и требует от мужа лучшей для себя жизни…

 

Отсутствие внутренних тормозов. Таких людей часто называют «без царя в голове»

Это качество, бесспорно, является очень важным «поставщиком» молодых и не очень молодых людей на зоны. Чуть что не так – сразу в драку. Они раз пронесло, другой раз, а там и в ментовку, и куда дальше.

 

Его величество случай

К сожалению, бывает и такое: сесть в тюрьму по случаю можно. Другое дело, что по случаю нельзя стать «человеком зоны».

 

Раб толпы. «Все били, и я бил»

Это качество играет важную роль в судьбах многих, слабых волей, психологически рыхлых молодых людей. Этих-то людей на зоне немало. Был в нашей коммунальной квартиры такой случай. Мой сосед С. Е., должен был вот-вот освободиться. И мать его поехала встречать сына. Прямо у ворот тюрьмы она подхватила его под ручку, привезла домой и сказала: «На улицу ни на шаг. Едой я тебе обеспечу, женщину приведу, только не выходи!» Он и не выходил. Читал книги из моей, в те годы совсем ещё крохотной библиотеке, обсуждал их со мной в мои редкие приезды (я жил в Москве, приезжал на посёлок платить за квартплату) – несколько месяцев он прожил в таком режиме. И не сдержался, и пошёл к своим корешам. И всё как обычно: тары-бары, растабары под водочку, а лучше под самогонку, ну и драка, и побои – и в ментовку. И четвёртый срок.

 

Слабость сильных.

Частенько сильные пацаны возглавляют группы молодых людей, демонстрируя физическое превосходство над остальными, и частенько эта необходимость (а это для многих является необходимостью!) приводит их, в конце концов, на зону.

 

Слабость слабых

Люди слабовольные очень часто становятся рабами толпы, хотя таковыми могут стать и сильные люди, желающие эту толпу возглавить. «шестёрок» много и не только на зоне.

 

Сила слабых

Слабый человек силён только в том случае, если он, во-первых, осознал свою слабость, во-вторых, научился этим качеством пользоваться в личных интересах. Этакий вьюнок. Вертится, крутится, кому надо угождает, кого-то сдаёт, стукачок, дятел. Один раз сильному угодил, другой раз – смотришь и на повышение пошёл в воровском мире.

Между прочим, он так и в миру бывает.

Сила сильных

Казалось бы, здесь всё понятно. Только есть и у сильных слабина, которая приводит их на зону и делает там из них разных начальников: бугров, паханов, смотрящих и т.д. Почему такое происходит с сильными людьми? – Ответить на этот вопрос однозначно я не могу. Но приведу всего два примеру.

Серебряный медалист вдруг перед вступительными экзаменами попадает на зону. Талантливый человек. Всё-то у него получалось. Учился хорошо, стихи писал и музыку, на гитаре бацал профессионально… Вернулся он из лагеря уркой. И он это очень быстро заметил в глазах почти всех из его окружения: урка ты, на работу тебя не могу устроить. А уж об учёбе в ВУЗе даже речи не могло быть. И… стал он в конце концов вором в законе, уважаемый человеком, уважали его и за личностные качества, и за гитару…

Добрый-добрый парень, этакий увалень. Никто в детстве и ранней юности не замечал внутренней силы этого двоечника. А сила у него была. Она на зоне ему пригодилась. Один раз – шесть лет у хозяина, второй раз – шесть лет там же. Сначала бригадиром стал, потом – мастером, и, естественно, занял он какую-то ступеньку, не малую, в тюремной карьере. Поди плохо: боятся и уважают. А здесь, в нашем миру, кем бы он был? – Слесарем-сантехником или кем-то вроде того.

Не с руки как-то для сильного человека, который жил в соседнем подъезде моей двухэтажки.

 

Жажда славы и неспособность к крупным делам

Есть люди, обладающие сильной харизмой, но не имеющие желания и способностей эту харизму поддерживать. Очень часто, если не всегда,  это связано с постоянным повышением профессиональных качеств, что, в свою очередь, вынуждает человека постоянно учиться. Не обязательно в ВУЗе, но обязательно в сфере профессиональной деятельности. А к этому надо приучать себя с подросткового возраста.

Я часто повторяю: «Самая трудная работа для любого человека – догонять самого себя». День пролетел впустую, завтра надо будет работать (или учиться) за два дня. А если ты ленился год, а то и два-три?

Не надо думать, что я ударился в педагогику. Нет-нет! Это – и лично мой жизненный опыт, и наблюдения за людьми. Крупные дела, а только они могут удовлетворить любого желающего прославиться, требуют высочайшего профессионализма, постоянного напряжения всех сил и повышение мастерства. И много-много человеческой энергии, которую тоже ведь нельзя измерить в каждой конкретной личности!

 

Стремление быстро разбогатеть любые способами

А как, в самом деле, можно быстро разбогатеть?! Придумать какой-нибудь кубик Рубика? Или другую модную на некоторое время безделушку? Можно случайно получить наследство. Можно наткнуться по случаю на клад. Можно купить лотерейный билет… Но подобные случаи не так уж и часты в жизни людей.

Впрочем, вряд ли это человеческое желание сильное влияет на «тюремный процент» на первых трёх этапах государственного строительства (генерация государственной идеи – реализация – накопления богатств), зато на этапе потребления оно оказывает громадное влияние на рост преступности.

 

Вместо заключения

Любой взрослый человек знает, что все, представленные мной «причины» преступных деяний людьми самыми разными и по возрасту, и по социальному положению, и по личностным характеристикам не могут служить своего рода «исходниками» для создания «формулы зоны». Повторюсь, человека просчитать нельзя. Ни учёным, ни писателям, ни правоведам и юристам и т.д. Никаких формул для человека не существует. И не должно существовать. И никакая самая сложная функция комплексных переменных не способна описать извивы человеческой души.

Но почему же я решился провести это писательское исследование «причин» преступлений? Почему я пишу это слово в кавычках?

Потому что, во-первых, я надеюсь, что мои откровения помогут человеку в важные моменты жизни. Романтик я, ну что тут поделаешь?

А в «кавычки» я взял это слово потому, что, если формулы не существует, значит, говорить о «причинах» бесполезно.

Такое пессимистическое заключение написал я, закоренелый оптимист.