Новое на сайте

Популярное

Александр Торопцев. Книга «История викингов» - Глава I. Вводная

E-mail Печать PDF
Оглавление
Александр Торопцев. Книга «История викингов»
Глава I. Вводная
Глава II. Римская держава и германские племена до III в. н.э.
Глава III. Великое переселение народов
Глава IV. От Карла Великого до Рагнара Кожаные Штаны
Глава V. Веер викингов
Глава VI От эпохи викингов к эпохе мировой распри
Глава VII. Европа после Эпохи викингов. XI – XV вв.
Глава VIII. Справочная
Оглавление
Все страницы

 

Глава I. Вводная

 

Беда острова Линдисфарн

 

В июньский полдень 793 г. стояли молчаливые монахи на каменистом берегу острова Линдисфарн, расположенном неподалеку от северо-восточной оконечности Альбиона, и смотрели в морскую серебристую даль. С востока, гонимые ветром судьбы, приближались красные четырехугольные паруса диковинных кораблей с высокими фигурными носами.

Сто пятьдесят лет единственные обитатели небольшого острова вели здесь суровую жизнь аскетов, посвятивших себя Богу Иисусу Христу. Никто им не мешал. Дни бежали за днями, как волны спокойного моря. Очень хорошее место выбрали монахи для монастыря. Здесь почти не было растительности, каменистая почва давала небольшой урожай, море подкармливало монахов. В дни отливов между Альбионом и Линдисфарном образовывалась влажная полоса земли, к монахам приходили люди, но мало приходило людей сюда. И было здесь тихо. Суета земная, шум обжитых людьми мест таял в ропоте волн, страсти людские тонули в бесконечной череде волн, – тихо было здесь, на острове Линдисфарн. Здесь люди мечтали очистить души свои от всего ненужного… от всего человеческого.

Вождь викингов – зоркий был глаз у него – еще издали заметил на возвышенности группу монахов, и чем ближе подходили краснокрылые драккары к острову, тем крепче сжимал он меч в руке. Вот – берег. Вождь глянул на меч, на синей стали у рукояти, он сам вырезал руны – руны удачи. Секрет магии рун передал ему старый вождь.

– Вперед! Вперед! Удача ждет нас! – крикнул викинг, заметив, как с каменистого холма пошел навстречу пришельцам одинокий монах, высокий, худой, старый – жить ему осталось немного.

На берег вышли люди с боевыми топорами, облаченные в черные кольчуги. Впереди поднимался по камню пологого склона вождь с мечом в руке. На мече были начертаны руны удачи. По камню пологого склона спускался монах в старой рясе. Он хотел приветствовать пришельцев. Так заведено у всех добрых народов мира – приветствовать гостей.

Руны удачи на синем металле видно было хорошо в тусклом свете облачного полдня. Вождь не дождался приветственной речи, меч взметнул он над шлемом высоким, и пал удивленный монах с рассеченной головой на землю. И кровь жадной струей – быстрой змеей – побежала по камню вниз к ровно шуршащему морю, к воде. И кровь лизнула руны на мече, и зазвенел от счастья меч, и топоры в руках викингов задрожали от жажды крови.

И задрожали от страха души монахов. Бросились они врассыпную от пришельцев, но остров был слишком мал, чтобы сберечь хотя бы одного из них от топоров, жаждущих крови, от мечей, от диких глаз викингов – золото и серебро мечтали добыть эти люди, но мало богатств припасли монахи в монастыре. Все богатство – в душах людей.

Беззащитные люди Божьи умоляли пришельцев пощадить их, пощадить монастырь, но люди в кольчугах не понимали их, словно бы детская беспомощность и старческая тяга к жизни были неведомы в тех краях, откуда прилетели гонимые ветром драккары викингов. Монастырь они разграбили, много монахов убили, кому-то повезло чуть больше – их взяли в плен.

Закончив дело, викинги отыскали на берегу уютное местечко, сели пировать. Горел костер, разбрасывая золотые брызги, жарилось мясо, разливалось вино в большие медные чаши – их осторожно передавали по кругу сильные руки. Скупо пировали викинги, дети заливов, дети фьордов, но в этой скупости чудилась пленникам дикая мощь…

 

Мы пропели обедню на копьях

Начали от раннего утра

Продолжали до ночи!

 

Нестройным хором начали суровую песнь дети сурового края, долго горланили они, до поздней ночи. Потом был краткий сон. А утром драккары викингов покинули Линдисфарн с громкой песней моря.

 

Буря помогает рукам

Наших гребцов,

Нам служит ураган

И несет нас,

Куда хотим.

 

Грустные монахи не могли понять, почему так счастливы эти люди – убийцы, почему Бог не покарает. Молча сидели они, связанные, на палубе и слушали шум моря и песню викингов.

Они еще не догадывались, что началась драматичная, для многих трагичная, а для кого-то героическая эпоха викингов. Но они могли не только догадываться, но и знать наверняка, что ждет Европу в последующие времена.

 

«Люди Севера»

Это был не первый налет «людей Севера» на чужую землю, но он так крепко врезался в память людскую, что именно с этого дня многие специалисты начинают отчет Эпохи викингов.  В последний раз «люди севера» соберутся в поход в 1066 г. во главе с Харальдом Суровым (Хардероде). Почти три столетия дети скандинавских фьордов, островов Балтийского и Северного морей держали в напряжении и страхе всю Европу (Восточную, Западную и Островную), а также народы и государства Средиземного моря вплоть до Константинополя. Они ходили в Гренландию, в Виноградную страну (в Северную Америку). Их называли норманнами, викингами, варягами в Восточной Европе, верингами – в Византийской империи.

Дикая отвага, могучий дух, неистребимая тяга к победе, к наживе, воинская выучка и смекалка, беспощадное отношение к противнику, высочайшая степень обучаемости, организаторский талант, завидное упорство, столь же завидное воинское трудолюбие – все это демонстрировали «люди Севера» в течение долгой-долгой Эпохи викингов. Но не только воинскими подвигами и жестокостью запомнились они людям. Норманны сыграли важную роль в противостоянии Западной Европы и мусульманского Востока, неоднократно побеждая великих воинов ислама. Они внесли заметный вклад в государственное строительство народов Европы.

Осмысляя «Дело людей Севера», любой думающий человек не может не задавать себе сложнейшие вопросы, которые касаются не только очерченного нами пространственно-временного интервала, но и мировой истории в целом.

Почему, например, народы Европы не смогли дать им достойных отпор, ведь отряды «людей Севера» значительно уступали по численности войску любого (!) государства, в пределы которого они врывались?

Почему в течение почти трех веков в относительном небольшом ареале Европы постоянно, с некоторыми временными перерывами генерировала столь мощная людская энергия, выплескивая «могучих людей в кольчугах»?

Случаен ли этот факт «скандинавского извержения», или существует какая-то причинно-следственная нить это крупного даже в планетарном масштабе исторического события? Можно ли назвать это событие историологичным?

Существовали ли подобные события в Мировой истории?

Возможно ли народам, стремящимся к мирной жизни, прогнозировать подобные «извержения» могучих людских вулканов? Актуален ли этот вопрос в настоящее время?

Правы ли те специалисты, которые утверждают, например, что Древнерусское государство создали варяги?

Уже перечисленные вопросы (а это только малая часть вопросов!) говорят о многомерности, многосложности «Истории викингов» в Мировой истории, а значит, и о необходимости многомерного же, глубинного подхода к изучению «Дела людей Севера». Между прочим, эти вопросы не давали покоя не только историкам или философам, или государственникам, но и … самим же «людям Севера» на всем протяжении «Эпохи викингов», сразу после и гораздо позже нее.

 

Чтобы разобраться

Для того, чтобы разобраться во всех сложностях столь объемной эпохи, столь напряженного явления в истории народов Европы и пограничных с нею стран, необходимо, по нашему глубочайшему убеждению, не только изложить историю викингов, но и рассказать о ее предыстории, а также поведать читателю о важнейших событиях в этой части Земного шара после похода Харальда Сурового на Альбион.

Жизнь – логична во всех ее проявлениях. В этом может убедиться любопытный читатель, прочитав историю сотворения мира Господом Богом. Логичность жизни подтверждается историей нашей планеты. Но почувствовать логику историю могут только те люди, которые изучают ее, помня о трех уровнях познания: уровне фактов, уровне событий, уровне явлений.

Факт сам по себе случаен, причинно не обусловлен, точечен. Фактов бесконечное множество. Своей массой они-то и пугают хорошего человека, решившего познать историю: как много нужно всего узнать! Факты отталкивают даже сильных людей. Факты дезорганизуют в том случае, если полагаться только на факты, забывая второй и третий уровни познания истории.

События являются, во-первых, следствием движения Земного шара в каком-то интервале пространственно-временного поля, во-вторых, они, как правило, сами служат причинами последующих событий. Они причинно объемны. Событий на несколько порядков меньше, чем фактов. Но это не значит, что изучать и осмысливать их легче, чем изучать и осмысливать хаотичное множество фактов.

Явления в жизни Земного шара имеют целый пучок причин, социальных, природных, астрономических, психологических (Земной шар есть социально-психологический единый организм). До сих пор человечеству не удавалось достойным образом подготовиться  к достойной существа разумного «встрече» того или иного явления, хотя, как правило, они, явления, не налетают на Земной шар неожиданным ураганом. Вспомним, например, какой вред цивилизационному процессу принесло так называемое Великое переселение народов, сколько шедевров Древнего мира было загублено во всех цивилизационных центрах планеты в те страшные века, сколько всего забыли люди! Великое переселение народов – земношарное явление, которое сформировалось из пучка причин и разбросало по земному шару столь же сложный пучок исторических установок для тех или иных территорий, на которых начиналась новая жизнь новых народов, рожденных в оргиастических утомительных войнах оседлого люда с босоногими переселенцами.

«Эпоха викингов» с неба не свалилась, кирпичи в пустынях на головы путников беспричинно не падают. Дело викингов – это одна из нитей сложного, прочнейшего каната жизни. Оно имеет 1) множественную причину (как и любое крупное явление), 2) само дело (т. е. «Эпоху викингов» во всем ее глубинном объеме) и 3) следствие, т. е. историю народов и стран, куда ходили «люди севера», в первые несколько веков после экспансии викингов.

 

Герои, страны и эпохи

Главными героями нашей книги являются, с одной стороны, обитатели Скандинавского полуострова, Дании, некоторых островов Балтийского и Северного морей, которые (обитатели) низвергались мелкими и крупными лавинами на страны Островной Европы, Западной Европы, Восточной Европы, Средиземноморья, Причерноморья, Каспия, Малой Азии, ходили далеко на запад, в Гренландию, в Америку, а с другой стороны, - претерпевшие многие беды от налетов викингов народы перечисленных стран.

В данной работе будет поведано: 1) о противостоянии Римской державы с племенами и народами, обживавшими Европу севернее границ Римской империи (середина I тысячелетия до н. э. – первые века н.э.), 2) о Великом переселении народов, в котором заглавную роль сыграли германские племена, обитавшие когда-то в Скандинавии (III – VII вв. н. э.), 3) об Эпохе викингов (середина VIII в. – 1066 г.), 4) о странах Европы после Эпохи викингов (XI – XV вв.)