Новое на сайте

Популярное

Александр Торопцев. Кому заграницей жить хорошо

E-mail Печать PDF

Александр Торопцев

Олег!

Спасибо тебе за приятные и лично для меня полезные беседы.

Вадим у тебя – качественный. Для нашего дела это – главное.

Посылаю тебе работу, которая, конечно же, не понравится всем, шибко добрым россиянам (а у нас таких подавляющее большинство) и тем, кто создает всевозможные фонды только с одной целью, корыстной.

Моё отношение ко всем, покинувшим Россию, очень суровое. За исключением, естественно, многих воинов Белой армии. Мы об этом чуток поговорили. Суровость моя чисто меркантильная. С помощью логики жизни я подсчитал приблизительные финансовые потери Московской империи от эмиграций, начиная с «последней царской эмиграции» и по сей день и пришёл в ужас! Удивительно добренькая у нас Родина, Россиюшка. Грабят её все, кому не лень. Эмигранты её тоже грабили и грабят, а она нам, как добрая бабушка: «Так они же заработанное своим собственным трудом берут с собой». Да еще смотрит на меня с укором, что же ты, мол, такой завистливый.

Я не завистливый, Олег. Да, сыну твоему талантливому завидую, таланту его завидую. По-белому. И уже сейчас радуюсь за него. Пусть идёт. Пусть зарабатывает бабки тоннами, пусть увозит их, куда хочет. Но в том-то всё и дела, что большинство эмигрантов Московской империи (до 70%) убегали отсюда и убегают только по одной причине: страх их гнал, страх за нечестно (мягко говоря) «взятые» здесь деньги.

К сожалению, и у меня был такой случай, отдал я более 10 книг, в Аргентину. «Несчастным» эмигрантам. Грешен. Больше так делать не буду.

Отрезанный ломоть к буханке не прицепишь. Подавляющее большинство (до 99,9%) сбежавших из России, практически, мгновенно, через 20 лет, забывают о Россиюшке. А уж их дети вообще о нас ничего не знают и знать не хотят. А мы перед ними, как бедные родственники… прости, Господи! Армада Толстых устроила из Ясной Поляны этакое место встречи славных потомков, большинство из которых не знаю русского языка. Ух, кнута на них нет. Гнал бы их отсюда метлой.

Прости, Олег, за резкие откровения. Я слишком хорошо знаю нашего с тобой соотечественника. 37 шабашек. От реки Кан до Молдовы, от Латвии до Дагестана. От убийц до докторов наук, з.м.с. и заслуженного тренера СССР. И кроме шабашек дел у меня разных много было. И все дела с людьми и на людях. Я очень хорошо знаю, как им живется. И никто им не помогает. Сами всё, сами. Тянут и тянут русский наш воз. Как и всегда ранее. И всегда они его вытягивали САМИ. И никто им из-за границы краюху хлеба за просто так не давал.

Все-все больше не буду.

Уверен, в том проекте, о котором ты говорил, эту работу помещать вряд ли стоит. Но почему-то я тебе её посылаю.

 

Александр Торопцев

Кому заграницей жить хорошо

Коротко и жёстко о российских эмигрантах, начиная с «последней царской эмиграции» и завершая эмиграцией 1990-2010 гг. (По мотивам моей  книги «Поколения XX века», пока не изданной)

Некоторые аксиомы

Любое государство в течение 80-120 лет проходит через следующие фазы развития: генерация государственной идеи, ее реализация, накопление, потребление накопленных богатств. Как правило, эти витки начинаются на рубеже веков. В зоне потребления рождается новая государственная идея. Она может быть духовной, экономической, культурологической, военной (экономика военных походов) и так далее, но во всех случаях она будет определять все сферы жизни и деятельности государства в целом, а значит, и судьбы большинства его граждан. В XX веке Ленин и его сподвижники являлись генераторами идеи, Сталин – реализатором, Хрущев и Брежнев – накопителями, Горбачев и Ельцин, Путин и Медведев – потребителями. Эта идея хорошо согласуется с природной пульсацией. Утро – день – вечер – ночь; весна – лето – осень – зима.

Об этом нужно помнить, осмысляя историю любой страны в целом, любого крупного события в том или ином государстве (в нашем случае речь пойдёт о эмигрантах России и Советского Союза), а также дело любого поколения и любой социальной группы поколения.

Скажем, детям 1990-2005 гг. рождения важно понимать, что где-то в 2020-2025 гг. в России начнется очередной этап реализации новой государственной идеи. Он будет продолжаться где-то лет 40-45. Например, советский этап реализации продолжался с 1920-1925 гг. по 1961-1965 гг. Вспомним! Век боярского правления начался приблизительно в 1619 г., сразу после возвращения в Москву и интронизации Филарета. Идея, родившаяся во времена бурного правления Петра I и потребовавшая женщин на российский престол, стала реализовываться с 1721 г., с воцарения Екатерины I, пока как супруги царствующего императора. На престол она воссела в 1725 г. Демократический фаворитизм (или фаворитская демократия) исчерпал возможности во времена «средней» Екатерины II, а в конце её правления начался этап потребления. Николай I начал реализацию государственной идеи после 1825 г. Сталин – после 1924 г. Даже эти даты говорят, что где-то в 2020-2025 гг. в Московской империи начнется реализация новой государственной идеи. Какие же специалисты нужны этому этапу? – Талантливые профессионалы, трудоголики, с очень большой, если не абсолютной степенью обучаемости. Без диссидентских амбиций, на борьбу с которыми на этом этапе нет времени, и именно поэтому с диссиденствующими здесь разговор короток: не нравится – на зону шагом марш, а лучше – к стенке, забот меньше. Уживчиво-терпеливые. Может быть, запредельно терпеливые. И физически крепкие, психически стойкие, душевно непоколебимые. И в то же время готовые уступить, промолчать, зажать в себе не просто бунтарские, но даже генерационные идеи. Не из-за страха уступить и выжить (хотя и такое возможно), но ради дела, которому служишь, которое нравится. Это не мной придумано: читай историю этапов реализации в Московской империи предыдущих 4—5 вв. – там всё написано, там (в разных столетиях!) есть судьбы людей, чем-то очень похожих друг на друга и на тот социально-психологический портрет, который я слегка очертил.

Истории Московской империи в период с 1880 по 2010 год говорит о том, что на этапах потребления эмиграционные потоки из страны увеличиваются, в то время, как на этапах реализации государственной идеи и накопления богатств они заметно уменьшаются по разным причинам. Является ли это наблюдение, обоснованное нижеследующими фактами, законом или хотя закономерностью, автор данных строк сказать не рискует. Для категорического ответа на данный, важный для любого государства вопрос, необходима объёмная аналитическая работа.

Последняя царская эмиграция

Известно, что в жизни людей случаются такие ситуации, которые вынуждают их эмигрировать из своей страны. Бежали люди за пределы Русского государства уже во времена опричнины (да и до неё), в Смутное время и в другие буйные времена. Интересная тема для исследователей и романистов. Но меня волнует в настоящее время эмиграция из России на рубеже XIX-XX вв. В связи с этим я хочу привести следующую таблицу « Динамика численности населения России за 1897-1914 гг.» Сифман Розы Иосифовны (1900-1978). Это обширное исследование она выполнила еще в начале 30-х годов. (Статья впервые была опубликована в книге: Брачность, рождаемость и смертность в России и в СССР. Под ред. А Г. Вишневского. М., 1977, с. 62-82).

 

Пассажирское движение через границы России в 1897-1913 гг., тыс.

 

Очень интересная динамика, очень интересные цифры! Они говорят еще и том, что некоторые российские граждане почему-то не хотели жить в России, переживавшей в обозначенный временной интервал апофеоз этапа потребления. Апофеоз следующего этапа потребления приходится на 1995-2010 гг. И опять та же картина: людской отток из Московской империи!

И не нужно иметь богатый книжный и житейский опыт, чтобы понять, кто и зачем убегал из России во времена столетней давности и в настоящее время. И нужно только смириться с тем, что представители «последней царской эмиграции» в подавляющем большинстве своём покидали Родину с деньгами. Уже в 1897-1913 гг. из России вышло 2,5 млн. человек.

И нам важно, если уж не установить с математической точностью, сколько же денег вывезли из России 2,5 млн. человек, то хотя почувствовать масштабы этого серьезнейшего удара для экономики евразийской державы. Кроме этого нам важно понять, что выезжали в те годы заграницу, в основном, люди состоятельные и со своими детьми. А дети у них были, в основном, 1890-1913 гг. рождения.

Об этом историческом событии нужно помнить всем, кто хочет разобраться в перипетиях истории XX в. в России, кто хочет понять причинно-следственные нити тех или иных поступков разных людей 1890-1905 гг. рождения, по разным причинам не покинувших родину. О нём, я просто уверен, не могли не думать гниющие в окопах и те из Первого поколения XX века, которых не постигла участь сия. Лично я бы думал о том, почему и зачем бегут люди из России. И я бы отвечал на эти вопросы кратко и точно: потому, что уезжают они, боясь за свои денежки, намытые на этапе потребления.

Об этом нужно помнить, а сейчас нам важно вспомнить о демографической ситуации в России на рубеже XIX-XX вв.

 

Социальный состав Поколения победителей. (Люди 1890-1905 гг. рождения)

Дети этого поколения рождались в семьях:

  1. Представителей высшей, потомственной, в том числе и царской власти,
  2. Потомственного дворянства,
  3. Крупных промышленников, банкиров и купцов,
  4. Представителей среднего бизнеса,
  5. «Кулаков» и зажиточных крестьян,
  6. Учёных, инженеров, учителей, врачей, писателей и т.д.
  7. Офицерского корпуса,
  8. Чиновников, крупных, средних и мелких,
  9. Казаков,
  10. Священнослужителей разных рангов,
  11. Рабочих, крестьян и слуг,
  12. Кроме этого в России, как и в других странах планеты, рождалось немалое количество детей вне брака, так называемых «незаконнорожденных». О них тоже нельзя забывать, коль скоро речь идёт о предреволюционном и революционном времени.

 

Размышления на тему

В дальнейшей истории России не участвовали представители высшей, потомственной, в том числе и царской власти, подавляющее большинство потомственного дворянства, крупных промышленников, банкиров и купцов, а также их дети. Практически, все они, за редким исключением, покинули Россию. Естественно, с капиталом и немалым.

Многие представители среднего бизнеса и их дети тоже ушли за кордон с капиталом. Хотя, стоит отметить, значительная часть из них и их дети остались в России и сыграли в НЭПе важную роль.

«Кулаки» и зажиточные крестьяне, естественно, почти все остались в России.

Подавляющее большинство российских ученых, почти все инженеры, учителя, врачи, педагоги разных уровней не покинули Родину. Именно эти люди сделали всё от них зависящее, чтобы сохранить и приумножить достижения русской науки и медицины, русского инженерного корпуса, русской педагогики  XIX в., русской высшей школы, русской переводческой культуры и т.д., и т.д. в жёстких условиях 1917-1960 гг.

Русские офицеры и генералы Белой армии покинули Родину, естественно, не по своему желанию. Офицеры и генералы царской армии, оставшиеся в России, сыграли важную роль в становлении Красной армии, хотя судьба многих из них была трагичной.

Почти все крупные чиновники ушли.

Священнослужители остались. Они самозабвенно несли свой крест, они выстояли. Иначе просто быть не могло.

Остались на Родине рабочие, крестьяне, многочисленные слуги сбежавших за границу.

А также огромная армия незаконнорожденных, о которых я написал в большой книге «Звезда незаконнорожденных». В ней, в частности, сказано  о том, что в XIX  в. в силу разных причин, в том числе и из-за постоянных крупных и мелких войн, в Европе, как, впрочем, и на Земном шаре в целом, народилась могучая силища: незаконнорожденные. Чтобы по достоинству оценить социально-политические возможности этой огромной армии граждан любого государства, в том числе и России, хочу напомнить читателям о российских разночинцах.

Разночинцы юридически не оформленная категория населения России в XVIII–XIX вв. В их состав входили: получившие образование выходцы из купечества, духовенства, мещанства, мелкого чиновничества, «люди разного чина и звания». По 2-й ревизии 1742 г. в категорию разночинцев попали ясачные, однодворцы, татары, не говоря уже о незаконнорожденных, освобожденных от крепостного состояния крестьян и холопов, лица, занятые на различных строительных работах в Петербурге, Кронштадте, на Ладоге и пр. Принадлежность к разночинцам воспринималась не как социальный статус, а как отсутствие такового. С 1743 г. предписывалось записывать их в посад, отдавать в военную службу, а в случае их полной недееспособности – в богадельни. В 40–50-х гт. XIX в. разночинцы представляли уже значительную силу, оказывавшую влияние на развитие общественной жизни и культуры. Слово «разночинец» приобрело не только социальный, но и политические смысл, став синонимом слова «демократ». Еще при крепостном праве разночинцы-демократы становятся видными деятелями революционного движения, постепенно вытесняя из него представителей дворянства. (Андреев А.Р. Российская государственность в терминах. IX – начало XX века, 2011 г.).

Хочу обратить внимание на фразу «не говоря уже о незаконнорожденных, освобожденных от крепостного состояния крестьян и холопов» и напомнить читателям, что ни в одном определении слова «разночинцы» многочисленных словарей (до советских, советских, постсоветских) мне лично эта важная фраза не встречалась.

Например, в «Советской исторической энциклопедии»: «Разночинцы - категория (юридически неоформленная) населения в кон. 18-19 вв. в России; выходцы из разных сословий, получившие образование. С развитием капитализма слой разночинцев расширялся. В. И. Ленин называл их "...образованными представителями либеральной и демократической буржуазии..." [Полн. собр. соч., 5 изд., т. 25, с. 93 (т. 20, с. 223)]. Разночинская интеллигенция уже с 40-х гг. 19 в. стала причисляться к привилегированным сословиям. В пореформенную эпоху разночинско-демократическая интеллигенция заняла ведущее место в общественной и культурной жизни страны и в освободительном движении. Разночинским, буржуазно-демократическим этапом назвал Ленин период русского освободительного движения в 1861-95. Революционеры-разночинцы 60-70-х гг., идеология которых отражала боевой демократизм крестьянских масс, оставили ценное идейное и организационное наследие пролетарскому движению».

«Разночинцы — люди разного чина и звания — в конце XVIII—XIX вв. межсословная категория населения, выходцы из разных сословий: духовенства, купечества, мещанства, мелких чиновников и др. Юридически не оформленная категория населения, а основном занимавшаяся умственным трудом. Являлась носителем демократической и революционной идеологии». (А. Крюковских. Словарь исторических терминов, 1998 г.).

«Разночинцы» - (люди "разного чина и звания"), в России конца XVIII-XIX вв. межсословная категория населения, выходцы из разных сословий (духовенства, купечества, мещанства, мелких чиновников и т.п.), юридически не оформленная категория населения, в основном занимавшаяся умственным трудом. Являлась носителем революционно-демократической идеологии. (Краткий исторический словарь, 2000 г).

Разночинцы – «люди разного чина и звания», межсословная категория населения в России 18—19 вв.; выходцы из духовенства, купечества, мещанства, крестьянства, мелкого чиновничества и обедневшего дворянства, получившие образование и оторвавшиеся от своей прежней социальной среды. Формирование разночинского слоя было обусловлено развитием капитализма, вызвавшего большой спрос на специалистов умственного труда. Уже с 1840-х гг. разночинцы оказывали значительное влияние на развитие общественной жизни и культуры, с падением крепостного права стали основным социальным слоем для формирования буржуазной интеллигенции. Демократическое крыло разночинцев, выдвинувшее ещё до крестьянской реформы 1861 г. ряд видных деятелей освободительного движения (Белинский В. Г., Петрашевцы), в пореформенную эпоху заняло ведущее место в революционном движении. Буржуазно-демократический этап освободительной борьбы в России (приблизительно 1861—95) В. И. Ленин назвал разночинским (см. Полн. собр. соч., 5 изд., т. 25, с. 93). (БСЭ).

Разночинцы – законодательный термин, встречающийся в Своде Законов (cт. 561 т. IX, изд. 1876 г.), но не имеющий более практического значения. К разночинцам причислялись низшие придворные, статские и отставные воинские служители, которые не записывались ни в купечество, ни в цехи, а до установления почетного гражданства - и дети личных дворян (указ 29 апр. 1818 г.). Законодательство XVII- XVIII вв. стремилось сосредоточить разночинцев в посадах. Разночинцы считались лицами податного состояния, но заемные обязательства они могли давать и брать на тех же основаниях, что дворяне и чиновники (устав о банкротстве 1800г.). В общежитии под разночинцами разумеют лиц, которые, в силу полученного ими образования, исключены из податного состояния и могут ходатайствовать о предоставлении им почетного гражданства; в литературе Р. Часто противопоставлялись дворянам. (Энциклопедия Брокгауза и Эфрона. С.-Пб. 1890-1907).

Из этих определений можно сделать несколько выводов.

А. Авторы не хотели обращать внимания на проблему незаконнорожденных вообще и, на тот факт, что в России, как и везде в мире, их было на рубеже XIX-XX вв. немало;

Б. Незаконнорожденные составляли заметный процент в общей массе разночинцев, а затем и русской интеллигенции;

В. Это были люди, наиболее склонные к участию в социальных бурях;

Г. Они не могли и не хотели уезжать за границу по вполне объяснимым причинам;

Д. Незаконнорожденные получили от событий 1917-1922 гг. в России  самый большой дивиденд: они стали законными, равными по отношению ко всем соотечественникам.

 

Разговор на тему «Социальный состав Поколения победителей» мы продолжим, когда речь пойдет о так называемой «Белой эмиграции». Тогда-то мы и поговорим о том, кто же остался в России в середине 1920-х гг., кто мог взять и кто взял управление всеми технологическими процессами евразийской державы от мастера на заводском участке до верховной власти.

 

Век ускорения

Перед тем, как продолжить серьезный разговор о людях Двадцатого века, нужно ответить на вопрос: «Чем ушедшее столетие качественно отличалось от своих предшественников?» и, очертив в своем сознании именно качественную характеристику, постоянно «держать её в уме». Я неоднократно задавал разным людям в разных аудиториях этот вопрос. Ответы были следующие. Двадцатый век:

1) время столкновений двух полярных идеологий;

2) век атома;

3) век мощного демографического взрыва;

4) век, открывший дорогу всеобщей компьютеризации;

5) век мировых войн (или Большой мировой войны XX века);

6) век безудержной дифференциации в быту и в производстве;

7) век авиации;

8) век прорыва в Космос;

9) век информатики,

10) век атеизации ...

Удивительно, но никто из опрашиваемых не назвал то качество, которое, во-первых, «присутствовало» во всех перечисленных характеристиках Двадцатого века, во-вторых, самым непосредственным образом воздействовало на все сферы жизни Земного шара в целом и на каждого его обитателя в отдельности.

Это –  ускорение! Ускорение, повторимся, во всех процессах бытия.

Например, скорость передвижения с 1800 по 1900 гг. увеличилась приблизительно в 2,0-2,5, максимум в 3,0 раза. В Двадцатом веке –  в 15 раз, а в военной технике –  30 и более раз. А количество потребляемой каждым жителем планеты электроэнергии?! А производительность труда?! А скорострельность любого вида вооружения?! А количество «стреляющего металла» в одной дивизии наполеоновской эпохи, времен Русско-японской войны и 2000 гг. ?! А динамика военных потерь в Бородинской битве, во время Севастопольской обороны, в битве при Мукдене (1904 г.), в битвах Первой мировой войны, в Сталинградской, Курской и других битвах Второй мировой и Великой Отечественной войн?! Я уж не говорю об атомном оружии, других видов оружия массового поражения, о могучих гидроэлектростанциях, об атомной энергетике, о железных дорогах, о мировом автопроме и т.д., и т.д.

Ускорение! Это –  главная отличительная черта, главное качество, характеризующее жизнь планеты людей в Двадцатом веке. Это очень серьезное качество. К скорости можно привыкнуть. К ускорению привыкнуть гораздо сложнее. Если вообще можно к нему привыкнуть. Именно ускорение явилось причиной многих побед тех, кто мог с ним справиться, и всех без исключения ошибок человечества в том веке. Это, естественно, не оправдывает людей, совершавших античеловеческие поступки, но предостерегает думающих людей: ускоряться опасно.

Хорошо сказано, «предостерегает»! Но как это предостережение могло воздействовать на тех, кто обязан был жить, работать, принимать решения в режиме ускорения, да еще и на крутых виражах истории?!

Ускоряться Россия начала еще в XIX в. (промышленный переворот), и коэффициент ускорения с каждым десятилетием становился всё больше и больше.

И эмиграция, как одна из составляющих «каната жизни» Московской империи в XX в. приобрела мощное ускорение по отношению к XIX в. и, тем более, по отношению к другим столетиям.

 

Кто мог и хотел эмигрировать из России после Октября 1917 года

Прежде всего, мы, используя логику жизни, должны ответить на вопрос о том, кто, исходя из своего социального и, главным образом, материального положения, мог и хотел эмигрировать в 1917-1925 гг. из России?

Бежали (именно бежали!) заграницу представители высшей власти, дворяне, крупные промышленники, банкиры, купцы, чиновники, учёные, инженеры, философы, писатели и т.д. А также, генералы, офицеры и рядовые солдаты, проигравшие Гражданскую войну. И казаки. И священнослужители выходили за рубеж, но эту нить каната жизни я не стану трогать по двум причинам. Я не знаю, не понимаю и не чувствую данную тему даже на уровне логики жизни. Кроме того, я помню итог увлечённости этой темой великого Н. С. Лескова. (Торопцев А. П. «Лесков и Ницше. Сравнительное описание двух параллельных творческих миров». Второе исправленное и дополненное издание. М., 2010.).

В работе «Волны российской/советской эмиграции» А.В. Скутнев, доцент филиала Российского Государственного Гуманитарного Университета в г. Кирове, пишет:

«Первая волна или так называемая «белая эмиграция» началась сразу же после революции 1917 года и продолжалась в течение 1920-1930-х гг. За этот период из страны выехало от 2,4 до 4,5 млн. чел. До сих пор сов. эмиграцию воспринимают только как первую ее волну. Действительно страна потеряла огромное количество образованнейших и талантливых граждан – без преувеличения цвет российской интеллигенции. Однако, как нам кажется, такое занижение значения других волн абсолютно недопустимо. Также считает исследователь историографии российской эмиграции А.А. Пронин. Действительно, как можно вычислить цену потери выдающегося деятеля культуры, науки, спорта для страны?

Первая волна эмиграции из СССР была обусловлена большей частью политическими причинами. Самым значительным и показательным фактом стал знаменитый «Философский пароход» 1922 года, на котором в принудительном порядке за границу было выслано около 200 представителей русской культуры. Среди них были знаменитые на весь мир деятели науки и искусства: П. Сорокин, И. Ильин, Н. Бердяев. Отток интеллектуальной и культурной элиты позволяет говорить об эмиграции первой волны как о «культурном феномене». За последующие несколько лет страну покинули В. Кандинский, Ф. Шаляпин, М. Шагал. Огромный общественный резонанс в мире получило изгнание в 1929 г. из СССР одного из создателей Великой русской революции и организаторов высылки интеллигенции в 1922 г. Л.Д. Троцкого.

Эмигранты первой волны выехали главным образом во Францию, Чехословакию, Германию, Балканские страны и Манчжурию. В силу интеллектуального и культурного развития, эмигранты первой волны сумели влиться в западноевропейскую культуру, заметно обогатив и преумножив ее. П.А. Сорокин создал факультет социологии в Гарвардском университете, где слушал лекции даже будущий президент США Джон Ф. Кеннеди. В.В. Набоков стал культовым американским писателем, И.И. Сикорский изобрел вертолет, В.К. Зворыкин стал создателем телевидения. Русские красавицы покоряли мужскую половину планеты. Великие художники С. Дали и П. Пикассо были женаты на русских женщинах. В 1933 г. титул «мисс Европа» завоевала Татьяна Маслова, чьи родители уехали из Советской России. В 1920 – 1930-е гг. ощущалась сплоченность эмигрантов, которые долгое время считали свое положение временным и надеялись на возвращение. Некоторые представители первой волны все же вернулись на родину: М. Горький, М. Цветаева, П. Кончаловский, А. Вертинский и др. Всего из-за границы с 1921 по 1931 гг. возвратилось 181432 человека. Первоначально государство не строило большого секрета из эмиграции. В 1920-е гг. по инициативе В.И. Ленина в СССР издавались воспоминания и другие произведения эмигрантов. Но постепенно, с опусканием «железного занавеса», эмиграция просто выпала из поля зрения советского общества и ученых. В 1931 г. М. Горький назвал причину отсутствия информации о «зарубежной России»: «В общем же эмигранты – публика неинтересная и жизнь ее никому не нужна».

Большинство эмигрантов, не дождавшись крушения большевистского режима, остались за границей. Постепенно они стали обживаться, стараясь восстановить и сохранить духовную жизнь дореволюционной России. В 1920 г. была создана Русская православная церковь за рубежом, которая руководила православными приходами – своеобразными центрами жизни русских эмигрантов. Активно создавались разного уровня учебные заведения, издавались газеты и журналы, печатались книги. Первая волна проявила такую черту, как склонность к самоорганизации. Бывшие солдаты и офицеры создали Русский общевоинский союз. Дети русских эмигрантов учились в русских юнкерских училищах. Каждый год в Европе появлялось до 100 новых газет на русском языке. Очень многие продолжали ощущать и идентифицировать себя как русских. В США снова стали возникать города с русскими названиями. Только город Москва был продублирован 16 раз…» («Новые российские гуманитарные исследования». 29.06.09).

Подобное отношение к Белой эмиграции являлось и является доминирующим среди российских специалистов этой проблемы.

Мне оно не нравится. Потому что, практически, никто из пишущих о Белой эмиграции не говорит о тех средствах, которые имели «белые эмигранты», строившие за рубежом десятки городов (!), выпускавшие сотни газет (!), создававшие юнкерские училища… Мне также не нравится, что эмигрировавших упрямо называют цветом русской нации, генофондом и прочими звучными словами. Созданное советскими людьми в 1920-1970-х гг. превосходит по всем показателям наработанное за рубежом так называемыми «белыми эмигрантами». Сотворить это чудо в сложнейшей внешнеполитической, да и внутриполитической обстановке было бы просто невозможно, если бы СССР не обладал прекрасным генофондом и крепким государственным иммунитетом. Мне не нравится термин «белая эмиграция», потому что советская эмиграция первой волны была очень разношёрстной и многоликой. Да, были великие русские воины от рядового до генерала Деникина Антона Ивановича, которые просто вынуждены были покинуть Родину. Этих-то соотечественников мне жаль. Ими-то я горжусь. (Но, между прочим, и среди них были те, кто в годы Второй мировой войны поддался искушению и вступил в ряды фашистов и нацистов). Да, были великие русские учёные, инженеры, которым дело нашлось и за пределами матушки-России. (Но я бы не стал расхваливать их на все лады, хотя бы потому, что работали они не на Россию). Да, были философы, но им, если корни не глубоки, всё одно, где работать. Писатели? Художники? Композиторы? Люди театра и балета? – Конечно же! Но яркий пример А. И. Куприна говорит о том, что и они тоже люди, и они тоже не просто бежали от Советов, но еще и искали теплые места, славу, премий и т.д. Премию не дали, жить стало совсем тяжело – приехал в Россию, где теплее.

Повторяю и подчеркиваю:

А. Советская эмиграция первой волны была многоликой;

Б. Людей высоких, то есть тех, кем может и должна гордиться любая страна, было в той волне не так уж много. Может быть, 30 тысяч (плюс, конечно же, воины Белой армии), от силы 50 тысяч. Пусть 100 тысяч россиян. Именно этих, высоких, людей, а точнее говоря, самых высоких из них, и упоминают обычно «знатоки» «Белой эмиграции». И пусть бы упоминали, пусть бы восхваляли их на все лады, если бы эти знатоки «белой эмиграции» не приравнивали великих граждан России, вынужденных покинуть Родину, с теми, кто бежал из Россиюшки «на теплые хлеба», на хлеба, добытые, в том числе, и грязным путём во времена этапа потребления 1880-1922 гг.

В. Чтобы понять и оценить это крупное событие XX в. в российской истории, необходимо дать подробнейший анализ жизни всех представителей первой волны советской эмиграции. Это очень важно сделать сейчас, во втором десятилетии XXI в., когда условия для «первой перестроечной, или постсоветской эмиграции» уже созданы, когда сотни и сотни миллиардов, если не триллионы, долларов уже выведены из России, когда этап потребления образца 1980-2020-х гг. уже на излёте, когда выход людей из России в 1990-2010 гг. приобрел масштабы, куда большие масштабов эмиграции столетней давности, когда для очередного массового оттока людей из России не хватает только могучего социального урагана, уже созревшего в недрах великой державы.

Г. Нужно срочно создать «Российскую энциклопедию советской эмиграции первой волны», в которой необходимо изложить сведения обо всех россиянах, покинувших Родину после Октября 1917 года. Фамилия, имя, отчество, год рождения, происхождение, профессия, социальное положение. И, главное: количество валюты, золота, других драгоценностей, вывезенных ими заграницу, либо счета в международных банках и происхождение этих счетов. Это – главное для понимания и оценки дела и жизни советской эмиграции первой волны. Имея эти сведения, любой заинтересованный россиянин сам оценит и ситуацию в целом, и ту роль, которую люди, драпанувшие из России, сыграли в истории Страны Советов, прихватив с собой за рубеж, либо заготовив заранее громадные (я уверен, они громадные!) финансовые средства вне пределов своей Родины.

Д. Нужно создать «Большую энциклопедию российской и советской миграции» по принципам, изложенным в пункте «Г».

 

Поэзия и поэты

Хорошо известно, что поэзия является квинтэссенцией литературного языка любого народа, любого государства. Также известно, что литературный язык (не обязательно письменный, но – обязательно литературный) является одним из трёх главных богатств любого государства вместе с народом и территорией.

Мировая история поэтического искусства убедительно и ярко свидетельствует еще и о том, что поэты наиболее тонко, на интуитивном уровне чувствуют социально-политические и социально-психологические перипетии в обществе и в государстве. И очень часто это их качество души, ума и сердца, их тончайшее чувствование мира в себе и себя в мире, не позволяет им, даже очень осторожным, даже очень боязливым, даже очень ответственным за судьбы своих близких и родных, оставаться равнодушными в оценке происходящего в стране. «Моя хата с краю, я ничего не знаю», - это не для поэтов. Терпеливые прозаики (работа у них такая – терпеть за столом) могут промолчать, либо заболтать ту или иную проблему в лабиринтах романных строк. Философы, дабы не засветиться лишний раз, умудрёно качают головами и ищут в своих мыслях обходные пути: мудрый в гору, мол, не пойдёт. Художникам, музыкантам, скульпторам и т.д. тоже торопиться некуда. Нет-нет, среди тех и всяких других тоже есть не сдержанные люди, моментально реагирующие на порывы человеческих ураганов. И им тоже достается от сильных мира сего.

Но – поэты! Среди них осторожных, мудрых, терпеливых очень мало. Они, конечно же, тоже понимают мудрость моей тетушки, Клавдии Васильевны Стоянцевой, которая перед так называемой «перестройкой» напутствовала меня: «Ты можешь делать всё, что тебе вздумается. Только – не высовывайся». Она, как и её 16 братьев и сестер, прекрасно знали, что это такое – один раз, всего один раз их отец, мой дед, не сдержался, высунулся, ляпнул сгоряча, и … попал он в тюрьму, и там умер, не дождался документов об освобождении, которые везли в тюрьму старшие сыновья. Всего один раз высунулся, и его мощное дерево в одночасье рухнуло. Недавно был в селе его родном на стыке Липецкой и Воронежской областей. Дальняя его родственница, лет ей около 95, тихо молвила, указывая сухой рукой на зеленый, поросший деревами склон холма: «Там дом Василия-то стоял. 21 кровать была в доме».

И о подобных случаях в мировой истории, и о конкретной жизни поэты знали всегда. И знали поэты рубежа XIX-XX вв., в каком времени они живут. Лучше всех знали. Но сдерживать они себя не могли. Они были искренны в своих оценках происходящего, хотя, стоит особо подчеркнуть, относились они к этому по-разному: кто-то искренно принял идеи большевиков, кто-то не мог их принять по разным причинам, исследование которых лежит вне данной работы.

 

Поэты Серебряного века

Серебряный век (1880-1920) — период расцвета русской поэзии в начале XX века, характеризующийся появлением большого количества поэтов, поэтических течений, проповедующих новую, отличную от старых идеалов, эстетику. Название «Серебряный век» дано по аналогии с «Золотым веком» (первая треть XIX века). На авторство термина претендовали философ Николай Бердяев, писатели Николай Оцуп, Сергей Маковский.

 

Список в хронологическом порядке по годам рождения:

1848 Дрожжин Спиридон Димитриевич (1848-1930)

1853 Соловьев Владимир Сергеевич (1853-1900)

1856 Анненский Иннокентий Федорович (1856-1909)

1859 Нечаев Егор Ефимович (1859-1925)

1862 Фофанов Константин Михайлович (1862-1911)

1863 Сологуб Федор Кузьмич (1863—1927)

1864 Будищев Алексей Николаевич (1864 – 1916)

1865  Чюмина Ольга Николаевна (1865-1909)

1866  Зиновьева-Аннибал Лидия Дмитриевна (1866 - 1907)

1867 Соловьева Поликсена Сергеевна (1867-1924)

1869 Лохвицкая Мирра (Мария Александровна) (1869-1905)

1869 Чеботаревская Александра Николаевна (1869—1925)

1872 Кузмин Михаил Алексеевич (1872-1936)

1872 Мазурин Василий Петрович (1872-1939)

1872 Рудич Вера Ивановна (1872 — после 1940)

1873 Брюсов Валерий Яковлевич (1873-1924)

1873 Измайлов Александр Алексеевич (1873-1921)

1874 Бородаевский Валериан Валерианович (1874—1923)

1876 Гиппиус Владимир Васильевич (1876-1941)

1876 Добролюбов Александр Михайлович (1876-1945)

1876 Меркурьева Вера Александровна (1876-1943)

1877 Волошин Максимилиан Александрович (1877-1932)

1877 Гуро Елена Генриховна (1877-1913)

1877 Коневской Иван (1877-1901)

1877 Рукавишников Иван Сергеевич (1877-1930)

1877 Цензор Дмитрий Михайлович (1877-1947)

1878 Верховский Юрий Никандрович (1878-1956)

1878 Чернов Филарет Иванович (1878 —1940)

1879 Стражев Виктор Иванович (1879-1950)

1879 Чулков Георгий Иванович (1879-1939)

1879 Эллис Лев Львович (1879-1947)

1880 Белый Андрей (1880-1934)

1880 Блок Александр Александрович (1880-1921)

1880 Кривич Валентин Иннокентиевич (1880-1936)

1880 Семенов Леонид Дмитриевич (1880-1917)

1881 Комаровский Василий Алексеевич (1881-1914)

1881 Поляков Виктор Лазаревич (1881-1906)

1881 Садовской Борис Александрович (1881-1952)

1882 Зоргенфрей Вильгельм Александрович (1882-1938) репрессирован

1882 Недоброво Николай Владимирович (1882-1919)

1882 Тарасов Евгений Михайлович (1882-1944)

1883 Бедный Демьян(1883-1945)

1883 Лесная Лидия Валентиновна (Лидия Озиясовна Шперлинг) (1899, по др. свед. – 1883 - 1972)

1883 Роставлев Александр Степанович (1883-1920)

1883 Толстой Алексей Николаевич (1883 - 1945) (эмиграция 1918-1923)

1884 Городецкий Сергей Митрофанович (1884-1967)

1884 Гофман Виктор Викторович (1884-1911)

1884 Каменский Василий Васильевич (1884-1961)

1884 Клюев Николай Алексеевич (1884 - 1937) репрессирован

1885 Антоновская Анна Арнольдовна (1885/1886—1967)

1885 Киссин Самуил Викторович (Муни) (1885—1916)

1885 Парнок Софья Яковлевна (1885-1933)

1885 Сергей Михайлович Соловьев (1885-1942)

1885 Хлебников Велимир Владимирович(настоящее имя Виктор) (1885-1922)

1885 Чурилин Тихон Васильевич (1885-1946)

1886  Тиняков Александр Иванович (1886-1934)

1886 Гумилев Николай Степанович (1886-1921) репрессирован

1886 Карпов Пимен Иванович (1886-1963)

1886 Лившиц Бенедикт Константинович (1886-1937) репрессирован

1886 Лозина-Лозинский Алексей Константинович (1886-1916)

1886 Лозинский Михаил Леонидович (1886—1955)

1886 Пяст Владимир (1886-1940)

1886 Эльснер Владимир Юрьевич (1886-1964)

1887 Дмитриева Елизавета Ивановна (Черубина де Габриак) (1887-1926)

1887 Князев Василий Васильевич (1887-1937) репрессирован

1887 Орешин Петр Васильевич (1887-1938) репрессирован

1887 Радимов Павел Александрович (1887-1967)

1888 Агнивцев Николай Яковлевич (1888-1932)

1888 Крандиевская Наталия Васильевна (1888-1963)

1888 Нарбут Владимир Иванович (1888-1938) репрессирован

1889 Анисимов Юлиан Павлович (1889-1940)

1889 Арсенева Клара Соломоновна (1889-1972)

1889 Асеев Николай Николаевич (1889-1963)

1889 Ахматова Анна Андреевна (1889-1966)

1889 Бобров Сергей Павлович (1889 – 1971)

1889 Вертинский Александр Николаевич (1889-1957)

1889 Герасимов Михаил Прокофьевич (1889-1937) репрессирован

1889 Клычков Сергей Антонович (1889-1937) репрессирован

1889 Липскеров Константин Абрамович (1889-1954)

1889 Скалдин Алексей Дмитриевич (1889-1943) репрессирован

1890  Ашукин Николай Сергеевич (1890-1972)

1890 Ефименко Татьяна Петровна (1890-1918)

1890 Мар (Чалхушъян) Сусанна (1890—1965)

1890 Пастернак Борис Леонидович (1890-1960)

1891  Князев Всеволод Гаврилович (1891-1913)

1891 Зенкевич Михаил Александрович (1891-1973)

1891 Ивнев Рюрик (1891-1981)

1891 Львова Надежда Григорьевна (1891-1913)

1891 Мандельштам Осип Эмильевич (1891-1938) репрессирован

1891 Шилейко Владимир Казимирович (1891-1930)

1891 Эренбург Илья Григорьевич (1891-1967)

1892 Третьяков Сергей Михайлович (1892-1939) репрессирован

1892 Цветаева Марина Ивановна (1892-1941)

1893  Маккавейский Владимир Николаевич (1893-1920?)

1893 Маяковский Владимир Владимирович (1893-1930)

1893 Шершеневич Вадим Габриэлевич(1893-1942)

1894 Берман Лазарь Васильевич (Вульфович) (1894—1980)

1894 Божидар (Гордеев Богдан Петрович) (1894—1914)

1894 Семеновский Дмитрий Николаевич (1894-1960)

1894 Шенгели Георгий Аркадьевич (1894-1956)

1895 Багрицкий Эдуард Георгиевич (1895-1934)

1895 Беленсон Александр Эммануилович (1895-1949)

1895 Большаков Константин Аристархович (1895-1938) репрессирован

1895 Есенин Сергей Александрович (1895-1925)

1895 Павлович Надежда Александровна (1895-1980)

1896 Корнеев Борис Иванович (1896-1958)

1897 Мариенгоф Анатолий Борисович (1897-1962)

1899 Сельвинский Илья Львович (1899—1968)

1902 Смиренский Владимир Викторович (А. Скорбный) (1902 – 1977)

1903 Заболоцкий Николай Алексеевич (1903-1958)

1904 Введенский Александр Иванович (1904 - 1941) репрессирован

1905 Хармс Даниил Иванович (1905-1942)

Родившиеся до 1890 г. – 81 (репрессировано – 10, то есть каждый восьмой).

Родившиеся в 1890-1905 гг. - 42 (репрессировано – 4, то есть каждый десятый).

 

Поэты Серебряного века, эмигрировавшие из России

1855 Минский Николай Максимович (1855-1937)

1865 Мережковский Дмитрий Сергеевич (1865-1941)

1866 Иванов Вячеслав Иванович (1866-1949)

1867 Бальмонт Константин Дмитриевич (1867-1942)

1868 Федоров Александр Митрофанович (1868-1949)

1869 Гиппиус Зинаида Николаевна (1869-1945)

1870 Бунин Иван Алексеевич (1870-1953)

1872 Лохвицкая Надежда Александровна (Тэффи)(1872-1952)

1873 Балтрушайтис Юргис (1873-1944)

1875 Рафалович Сергей Львович (1875–1943)

1876 Кондратьев Александр Алексеевич (1876-1967)

1878 Кречетов Сергей Алексеевич (1878-1936)

1880 Гарднер Вадим Данилович де Пайва-Перера (1880-1956)

1880 Чёрный Саша (1880-1932)

1882 Цетлин Михаил Осипович (Амари ) — (1882 - 1945)

1886 Потемкин Петр Петрович (1886-1926)

1886 Ходасевич Владислав Фелицианович (1886-1939)

1887 Северянин Игорь (1887-1941)

1889 Моравская Мария (1889-1947)

1891 Кузьмина-Караваева Елизавета Юрьевна (1891-1945)

1892 Адамович Георгий Викторович (1892-1972)

1894 Иванов Георгий Владимирович (1894-1958)

1894 Оцуп Николай Авдеевич (1894 — 1958)

1895 Одоевцева Ирина Владимировна (1895-1990) (в 1987 г. вернулась в  Ленинград)

Родившиеся до 1890 г. - 19

Родившиеся в 1890-1905 гг. - 5

 

Из этих списков явствует, что эмигрировало из России 19 поэтов до 1890 г. рождения из 101 в списках. То есть приблизительно каждый пятый.

Эмигрировало из России 4 поэта 1890-1905 гг. из 46 в списке. То есть  приблизительно каждый двенадцатый.

Разница заметная. Она подтверждает мысль о том, что покидали Россию люди, имеющие определенный капитал. Даже не деньги, но капитал, выраженный, например, в таких составляющих, как надёжная профессия, известность и т.д.

Русских поэтов Первого поколения  XX века, средний возраст которых к 1920 году составлял 22-23 года, заграницей никто не ждал с распростёртыми объятиями. Они не только имели право, но были обязаны жить в России. За кордоном, они, юные, поэтами бы не стали. Им там работать нужно было, чтобы выжить.

 

Не россияне

Я не принадлежу к тем людям, которые не только с уважением, но и с непонятным мне душевным волнением и трепетом относятся к тем, кто по разным причинам покидал и покидает Россию. (Исключением являются, повторюсь, только воины Белой армии, не воевавшие в рядах фашистов и нацистов). Я считаю их и их потомков не россиянами. А, например, американцами российского происхождения, французами, канадцами и так далее.

Я не понимаю тех людей, которые заискивают перед ними, делают всё возможное, чтобы покинувшие Россию чувствовали себя там, на чужбине, россиянами. Причём – вот чего мне жаль! – на это Россия в настоящее время тратит довольно приличные деньги. Странная филантропия. Странное желание прищепить отрезанный ломоть к буханке хлеба. Я глубоко уверен в том, что подавляющее большинство выехавших за границу бывших россиян никогда не вернется назад. И их дети не вернутся в Россию. И этому свидетельствует история Царской эмиграции, Белой эмиграции и других эмиграций XX века. Повторяю и подчеркиваю: подавляющее большинство.

А значит, и относиться к ним нужно не как к соотечественникам, а как к гражданам того или иного государства с российскими корнями. Как к гражданам другого, часто недоброжелательного по отношению к России государства.

Не знаю, как отнесутся к моим откровениям представители разных российских спецслужб, которым, может быть, и важно иметь бывших россиян заграницей. Но, думается, и в этом аспекте от сбежавших за рубеж людей толку мало. Впрочем, и этой темой я не владею даже на уровне логики жизни, и о ней я говорить не буду.

К сожалению, у меня нет точных свидетельств, с помощью которых я бы доказал выше сказанное. У меня нет обширного биографического свода по Белой эмиграции и по всем другим эмиграциям. У меня есть только логика жизни.

 

Эмигрант из нормальных людей

Я не могу точно подсчитать количество вывезенных из страны средств, что стало бы самым ярким доказательством вышесказанного.  Но представим себе следующую картину.

Из 2,4-4,5 млн. человек, бежавших из России, скажем, 400 тысяч человек (это очень завышенная цифра) оказалась заграницей без денег. Остальные, то есть 2,0-4,1 млн. человек, были из тех, кого я называю нормальными людьми. Нормальный человек эмигрирует, или бежит из страны по собственному желанию в следующих случаях:

А. Если он заключил с иностранной фирмой хороший, долгосрочный договор;

Б. Если он имеет средства на покупку жилья, на жизнеобеспечение себя и семьи хотя бы на три-четыре года вперёд, в течение которых он может устроиться на хорошую работу;

В. Если он крепко провинился перед страной или перед её руководителями.

Все остальные варианты – из области риска. На случай А. могли надеяться около 50 тысяч человек из первой волны Белой эмиграции, в основном, инженеры, врачи, крупные педагоги и т.д. Подавляющее же большинство остальных эмигрировавших уходило за рубеж с деньгами. Каждый из них имел на разживу по современному курсу в среднем около 1,0 млн. долларов. А, значит, они вывезли из России (по современному курсу) что-то около 2,0-4,1 триллионов долларов. Значительная часть этой суммы лежала у них в иностранных банках, о чём свидетельствует то, что в 1880-1914 гг. было создано много так называемых «совместных предприятий». Если к этим цифрам прибавить деньги, безвозвратно потерянные Россией в результате последней царской эмиграции, то получится громадная сумма, которая могла бы сыграть важную роль в экономике страны в 1920-1940 гг.

Повторюсь, и в наши годы подготовка «запасных аэродромов» заграницей ведется россиянами с нарастающей активностью, и для меня не будет большой неожиданностью, если когда-нибудь, кто-нибудь скажет, что сумма вывезенных россиянами капиталов на рубеже XX-XXI вв. превысила цифру столетней давности. Рекорды потому-то и существуют, что их надо бить.

 

Используемая литература

Русская и советская эмиграция

Березовая Л. Г. Культура русской эмиграции // Новый исторический вестник. 2001. № 3.

В поисках истины: Пути и судьбы второй эмиграции: Сб. статей и документов. / Сост. Карпов В. С., Попов А. В., Троицкий Н. А. Под общ. ред. Попова А. В. М.: ИАИ РГГУ. 1997.

Вишневский А., Зайончковская Ж. Волны миграции. Новая ситуация // Свободная мысль. 1992. № 12.

Гросул, В. Я. Российская революционная эмиграция на Балканах в 1883-1895 гг. М.: Наука, 1988.

Зайончковская Ж. Эмиграция в Дальнее Зарубежье // Население и общество. 2001. № 58. Электронная версия.

Материалы к вопросу об упорядочении эмиграционного движения из России. Министерство торговли и промышленности, Спб., 1906.

Нитобург Э. Л. Вклад русской иммиграции в науку, технику, культуру США. Электронная версия.

Нитобург Э. Л. Русские трудовые иммигранты в США (конец XIX в. – 1917 г.): адаптация и судьбы // Отечественная история. 2002. № 5.

Оболенский (Осинский) В.В. Международные и межконтинентальные миграции в довоенной России и в СССР. М., 1928.

Патканов С. Т. Внешнее пассажирское движение между Россией и другими государствами за период времени 1897 - 1907 гг. //Ежегодник России за 1909 г.

Пронин А. А. История российской эмиграции: состояние и перспективы исследований // Вестник молодых ученых. 2001. № 5.

Пушкарева Н. Л. Возникновение и формирование российской диаспоры за рубежом // Отечественная история. 1996. № 1.

Тудоряну Н. Л. Очерки российской трудовой эмиграции периода империализма (в Германию, Скандинавские страны и США). Кишинев, 1986; Она же. Русские на Гавайях в начале XX века: Материалы к спецкурсу «Российская трудовая эмиграция в конце XIX- начале XX века» Кишинёв, 2000.

Ушкалов И. Интеллектуальная эмиграция и безопасность // Миграция и безопасность в России. М., 2000.

Черненко А. М. Российская революционная эмиграция в Америке (конец XIX в. - 1917 г.). Киев: Высш. шк., 1989.

Шкаренков Л. К. Агония белой эмиграции. 3-е изд. М., 1987.

 

Народонаселение

Волков Е. З.  "Динамика народонаселения СССР за 80 лет". М., 1930.

Демографическая динамика в России 1890-1990 гг.

Рашин А.Г. Население России за 100 лет. М., 1956.

Сифман Р. И. Динамика рождаемости в СССР, М., 1974.

 

Справочная литература

Биографический словарь деятелей естествознания и техники. В двух томах. Тт. 1,2. БСЭ. М. 1958, 1959.

Биографический энциклопедический словарь. М., 2000.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Брокгауза и Эфрона энциклопедический словарь. Т. 1-88. М., 1890—1907.

Военная энциклопедия, под редакцией К. И. Величко, В. Ф. Новицкого, А. В. Шварца и др. Издание И. В. Сытина. Т. 1—18, П., 1911—1915.

Военный энциклопедический словарь. ВЭС. М., 1983.

Горная энциклопедия. Т. 1-5. М., 1984-1991.

Города России. М., 2006.

Гражданская война и военная интервенция в СССР. Энциклопедия. «Советская энциклопедия». М., 1983.

Демографический энциклопедический словарь. «Советская энциклопедия». М., 1985.

Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929—1939.

Литературное зарубежье России. Энциклопедический справочник. М., 2006.

Малая медицинская энциклопедия. В шести томах. Тома 1-6. М., 1991-1996.

Москва. Энциклопедия. «Советская энциклопедия». М., 1980.

Московская энциклопедия. Том I. Лица Москвы. Книга 1. А-З. М., 2007.

Музыкальный энциклопедический словарь. «Советская энциклопедия».М., 1990.

Павленкова энциклопедический словарь. Однотомный. СПБ., 1899. (Издания: 2-е в 1905 и 1907, 3-е в 1909. 4-ев 1910, 5-е в 1913).

Педагогическая энциклопедия. Т. 1—4. М., 1964—1968.

Политехнический словарь. «Советская энциклопедия». М., 1980.

Популярная художественная энциклопедия. Кн. 1-2. М., 1986.

Разведка и контрразведка в лицах. Энциклопедический словарь российских спецслужб. М., 2002.

Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. проф. В. М. Константинова. — М.: Знания, 1993. С. 85.

Российская политическая энциклопедия. М., 2003.

Россия. Энциклопедический словарь. Л., 1991.

Русские писатели 20 века. Биографический словарь. М., 2000.

Русские писатели эмиграции: Биографические сведения и библиография их книг по богословию, религиозной философии, церковной истории и православной культуре: 1921—1972, Зернов, Н. М., сост.,  Boston: G. K. Hall & Co., 1973.

Русские писатели, XX век. Биобиблиографический словарь: В 2 ч. Москва: Просвещение, 1998.

Русские писатели. Биобиблиографический словарь, М., 1971.

Русские художники. (Популярная энциклопедия). М., 2001.

Смирнов И. В. Композиторы и музыкальные деятели. (Популярная энциклопедия). М., 2002.

Советская военная энциклопедия. Тома 1-8. М., 1976-1980.

Советская историческая энциклопедия. Тт. 1-16. М., 1961 – 1976 гг.

Советский балетный театр. 1917 – 1967. М., 1976.

Советский энциклопедический словарь. - «Советская энциклопедия», М., 1983.

Страны и народы. Т. 17 - Советский Союз. Общий обзор. Российская Федерация. М., 1983.

Физический энциклопедический словарь. «Советская энциклопедия». М., 1983.

Философская энциклопедия. Т. 1—5. М., 1960—1970.

Цирк. Маленькая энциклопедия. «Советская энциклопедия». М., 1979.

Чебоксаров Н. Н. Чебоксарова И. А. Народы, расы, культуры. М., 1971.

Энциклопедический словарь Гранат. 7-е издание. Т. 1-58 тт. (кроме 56-го тома). 1910-1948.

Энциклопедический словарь Российской жизни и истории. XVIII – начало XX в. М., 2003.

Энциклопедический словарь. В трех томах. Тома 1-3. «Большая Советская энциклопедия».М., 1953-1955.